35media.ru

Как социальные сети влияют на ситуацию с коронавирусом?

«Коронавирус известен давно, его первые вспышки фиксировались еще в 70-е годы. И это не первый случай, когда человечество сталкивается с вирусом. Вспомните, мы пережили атипичную пневмонию, птичий и свиной грипп, лихорадку Эбола, вирус Зика… Но эпидемия коронавируса — это событие мирового масштаба, которое имеет не только медицинские, но и социальные, политические и экономические аспекты, — высказал свое мнение директор АНО «Центр информационной безопасности в сети Интернет «Защита» Юрий Афанасьев, врач-психиатр. — И ситуация любопытна с точки зрения того, какую роль в ней сыграли СМИ и социальные сети».

— Юрий Валентинович, каков ваш профессиональный взгляд на распространение коронавирусной инфекции?

— С одной стороны, принимаемые для предотвращения распространения коронавируса меры, в том числе медицинские и профилактические, типичны для пандемии любого вирусного заболевания. При превышении установленного эпидемиологического порога вводится карантин — мы каждый год объявляем его по тому же гриппу или ОРВИ. Но чтобы это происходило в масштабах планеты — такое на моей памяти впервые. Идем дальше. Все мы теперь знаем, что в зоне риска по тяжести последствий коронавируса находятся люди старше 60 лет, страдающие хроническими заболеваниями, с ослабленным иммунитетом. Однако и у обычного гриппа тоже довольно высокая смертность среди пациентов старшего возраста, прежде всего — от осложнений бронхо-легочной и сердечно-сосудистой систем. Но этими показателями никто особо не интересуется. В случае же с коронавирусом изначально акцент был сделан именно на летальности.

— Как вы оцениваете информирование граждан о распространении и профилактике коронавирусной инфекции?

— В ситуации с коронавирусом информационное пространство играет огромную роль. Есть такое понятие, как моральная паника, которую с помощью СМИ либо раздувают, либо гасят. Вспомните первые сообщения о коронавирусе в Китае. Напряженность нагнеталась, нередко информация подавалась на фоне тревожной музыки, нам каждый раз сообщали о новых смертельных случаях, о том, что вирус добрался до Европы, что регистрируются новые очаги поражения. Когда градус напряжения достиг предела, СМИ сменили манеру подачи материала. В приоритете — только официальные сведения, проверенные источники. В качестве спикеров выступают врачи — вирусологи, инфекционисты. СМИ стали использоваться как инструмент донесения до людей социально значимой информации — о необходимости соблюдения мер изоляции, к примеру.

— Но в социальных сетях по-прежнему огромное количество непроверенной информации…

— Согласен, именно там в основном раздувается истерия. Непроверенные источники информации, попросту говоря, сплетни, которые признаны одним из самых эффективных способов манипуляции, порождают и умело поддерживают панику. Одна моя знакомая, начитавшись в Интернете, что якобы в городе люди умирают от коронавируса, а от нас это все скрывают, побежала на кладбище искать новые захоронения… Вирус — это враг, и враг невидимый, это используется как база для создания различных конспирологических теорий. Когда все спокойно, интернет-пользователю может стать скучно, куда интереснее строить версии о заговоре мирового правительства, биологическом оружии, утаивании информации и т. д. На такой горячей теме, как коронавирус, можно спекулировать и «хайповать». Но люди устают от непроверенной, а зачастую откровенно лживой информации. И хотят слышать комментарии официальных лиц, признанных экспертов. Неслучайно, согласно недавним исследованиям, вырос процент доверия аудитории к телевидению. По закону СМИ несут ответственность за тот контент, который они выпускают. Радует, что распространению фейковой информации дан заслон на уровне государства: ужесточены меры ответственности за такие деяния. И есть первые выявленные случаи, в том числе и в нашей области.

— Как паника влияет на способность человека критически оценивать ситуацию? Взять ту же историю с гречкой. Сначала все дружно посмеялись, а потом встретились в очереди в супермаркете.

— Попробуйте представить и соотнести масштабы: на пять километров инстинктов, которые заложены в человеке, приходится только один миллиметр цивилизованности. И как только мы чувствуем угрозу жизни и безопасности, этот верхний слой сдувается моментально. Обуреваемый витальным чувством страха (за собственную жизнь и жизнь родных людей), человек легко поддается любым манипуляциям; способность критического мышления, анализа снижается до минимума. И здесь не играет роли ни возраст, ни образование, ни социальный статус. Приведу конкретный пример. Стоит перед тобой человек в супермаркете, хватает пять пачек гречки. Ты логически рассуждаешь: «Вот дурачок… А дурачок-то будет с гречкой в случае чего, возьму-ка и я». А человек, который стоит за тобой, вообще не в курсе последних событий. Он думает: «Почему все гречку берут? Может, на нее цену скоро повысят? Надо и мне взять пачку, а лучше две». Это самоиндукция: люди индуцируют себя на определенные мысли и поступки под воздействием друг друга, впадая в ажитацию.

-В то же время коронавирус стал темой для многих шуток и мемов в Интернете. Что это? Попытка скрыть страх за смехом?

-Шутить на тему, которая бьет все рейтинги, — значит быть в тренде. Кто-то зарабатывает на этом лайки, продвигает свой личный контент. Люди по-разному реагируют на стрессовую ситуацию, отличаются и способы психологической защиты. Условно говоря, есть смехотерапия, есть драмотерапия. Кому-то нравится накручивать себя, раз за разом слушая новости по всем каналам, а другие просто высмеивают все, в том числе реакцию паникеров.

-Не могу не затронуть еще один аспект. Многие оказались не готовы к вынужденной изоляции, даже со своими близкими людьми. Есть информация, что в Китае после карантина увеличилось число разводов…

— Да? А я читал другую статистику, сулящую всплеск рождаемости. (Улыбается.) Есть такая шутка: вирус довел до того, что родители вынуждены общаться со своими детьми. Как ни печально, многие оказались не готовы к длительному контакту с близкими. Вскрылась очень важная социальная проблема. Карантин и самоизоляция нарушили привычный ритм жизни, люди выбиты из колеи, они вдруг выяснили, что не умеют общаться друг с другом. И эту ситуацию нужно использовать в положительном ключе: лучше узнать своих близких, найти общие интересы, учиться слушать и слышать, организовывать досуг — и свой, и ребенка.

Психолог проконсультирует онлайн

Даже в режиме самоизоляции можно получить бесплатную консультацию психолога или юриста благотворительного фонда «Дорога к дому» в формате видеосвязи.
Какая помощь оказывается?

От психолога: на персональной консультации можно получить поддержку, проработать трудности детско-родительских отношений, проговорить страхи, узнать, как справляться с эмоциями, понять, как можно помочь себе и близким.
От юриста: получить комментарии по новым мерам поддержки, объявленным президентом, и уточнить другие вопросы, касающиеся соблюдения прав и интересов детей.
Оставить заявку на личную дистанционную консультацию специалиста можно по телефону 8-921-254-53-03 ежедневно с 9.00 до 20.00.

Марина Алексеева, газета «Голос Череповца»