35media.ru

Когда начать разговор с ребенком о репродуктивном здоровье?

Редкий россиянин не знает, что в России демографический кризис. И опять же редкий россиянин связывает эту проблему с низким состоянием репродуктивного здоровья молодого поколения, а не только с падением рождаемости, плохой экологией, социальными и другими факторами. Специалистов же тревожит, что мало кто из родителей заботится о будущей репродуктивной функции своего ребенка. Не говоря о подростках, которые порой и не знают, что значит это словосочетание. Журналисты побеседовали с Наталией Лучкиной, психологом-консультантом, членом Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги, которая объяснила, когда и о чем нужно начинать разговаривать с ребенком.

Здоровье тела и духа

Сначала обозначим, что такое репродуктивное здоровье. Всемирная организация здравоохранения определяет его как состояние полного физического, умственного и социального благополучия во всех вопросах, касающихся репродуктивной системы.

С демографической наукой этот термин связан напрямую: большое количество молодых людей рискует остаться бездетными из-за неправильного образа жизни, отягощенного порой не очень хорошей наследственностью. Медики говорят, что состояние репродуктивной системы подростков оставляет желать лучшего. Многие из них довольно рано начинают жить половой жизнью. При этом о предохранении заботятся единицы, отсюда различные заболевания. Употребление алкоголя и курение усугубляют ситуацию. В итоге, подходя к детородному возрасту, большой процент девушек и юношей оказываются неспособны к зачатию.

Вместе с тем, говоря о здоровье репродуктивной системы, имеют в виду не только отсутствие заболеваний в половой системе или нарушения ее функций, но и душевное состояние и осознание подростком себя как будущего супруга, родителя, семьянина. Поэтому сейчас проблемой репродуктивного здоровья занимаются и врачи, и психологи, и социологи.

Прививать уважение

Психолог из столичного региона Наталия Лучкина специально приехала в Череповец, чтобы провести для школьных и медицинских психологов трехдневный семинар по репродуктивному здоровью и формированию семейных ценностей у подростков. Дождавшись перерыва, мы задали Наталии Тахировне свои вопросы.

— Одни родители считают, что разговоры с ребенком о его будущей семье, о рождении детей, материнстве и отцовстве в принципе ни к чему. Другие ждут наступления подросткового периода. Когда нужно начинать разговоры с ребенком о репродуктивном здоровье?

— Наша задача — помочь молодому поколению осознать ценность материнства, отцовства и супружества. Родителям нужно разговаривать с детьми о том, что и когда происходит, как соблюдать гигиену, и начинать разговаривать нужно не в подростковом возрасте, а раньше. И тут важно прививать уважение как к противоположному, так и к своему полу, не допуская фраз вроде: «Ох, женская доля, намучаешься еще!», обращаясь к дочери. И тогда у нас будет константность своего пола: «Я — девочка, и мне нормально быть девочкой. А мальчики — это мальчики».

Наталия Тахировна напомнила, что гендерная идентификация, то есть становление представлений «я — мальчик», «я — девочка», происходит до 5 — 6 лет. И крайне важно, чтобы в этот период родители в присутствии ребенка проявляли корректное отношение к своему и противоположному полу:
— Например, если мама при ребенке критикует мужчин: «Все мужики негодяи, они бросают женщин, на них нельзя положиться», то девочке она априори внушает негативное отношение к мужчинам, а у мальчика впоследствии могут быть трудности в обретении идентичности и внутриличностный конфликт.

Не бояться говорить

Почему родителям не стоит обходить стороной эту тему? Потому что ребенок все равно найдет и узнает информацию среди сверстников или в Интернете, но далеко не каждый сможет разобраться в ней. Да и качество этой информации оставляет желать лучшего. Наталия Лучкина призывает мам не бояться беседовать с дочками об изменениях их физиологии:

— Говорить с девочкой о менструации надо лет с 9 — 10. При этом важно дать понять, что это нормальный цикличный процесс, а не что-то постыдное, что нужно пережить. Гораздо хуже, когда девочка сталкивается с выделениями, не зная, что это. Когда она не готова и у нее нет прокладки с собой или когда девочке это расскажет кто-то из ее окружения. Как мы учили своего ребенка ходить, чистить зубы и т. д., так и об этом нужно говорить, и важно говорить об этом правильно.

Девочка должна знать, как выглядит предмет женской гигиены, что происходит в разные дни цикла, как должна и не должна проходить менструация, что не должно быть критических болей. А если они есть, нужно обратиться к врачу и выполнить все его предписания. При этом психолог советует мамам не бояться вместе с ребенком посетить детского гинеколога:
— Девочка должна быть осведомлена, что входит в этот цикл. Должна понимать, что разные его фазы соответствуют определенному состоянию организма, пищеварительной, нервной, гормональной систем. Когда лучший обмен веществ, какие продукты рекомендованы в той или иной части цикла. Когда лучше проводить косметические процедуры — скажем, чистку лица. Или процедуру оформления бровей. В дни менструации она более болезненна.

В завершение нашего разговора Наталия Лучкина сказала:
— Что такое ответственное родительство? Это когда родители отвечают за своего ребенка и за ту информацию, которую ему дают. Если у них нет ресурса (психологического, информационного и др.) об этом говорить, они будут искать, где найти эту информацию, потренируются (возможно, даже перед зеркалом), как это сказать, но все равно донесут. Или найдут специалиста, который донесет информацию до ребенка.

Инна Анохина, газета «Голос Череповца»