35media.ru

Почему пропали живые уголки из школ

Старый советский детский фильм «Девочка и крокодил» — это история о юном натуралисте Мите, который однажды оставил школьный живой уголок на попечение маленькой девочки Кати.

В живом уголке были кролики, птицы, черепаха и даже крокодил, который сбежал. В наше время нет юннатов и живых уголков. К слову, юннат — это юный натуралист, участник детского (школьного) кружка по природоведению и изучению основ естественных наук. В СССР существовал целый ряд внешкольных детских учреждений. Сейчас это движение оформилось в другие. Юннаты сегодня — это участники кружков живой природы, краеведения, детских научных центров, экологических театров. Ребенок может стать участником кружка. Может ходить в Музей природы, посещать зоопарк.

В Музее природы сейчас есть пиранья, панцирная щука и даже шпорцевая лягушка. Живут улитка, мадагаскарские тараканы и жуки-палочники. Их выносят по просьбе посетителей: в залах прохладно, а живут они в теплом кабинете. Да просто можно поехать в деревню к бабушке, где ребенок увидит корову, козу, кроликов. А вот создать свой живой уголок в школе нельзя. Современные требования (санитарные, пожарные и пр.) не позволяют это сделать. Почему? Да потому, что это большая ответственность. Животным нужна комфортная территория, условия проживания, медпомощь. Могут ли это обеспечить дети?

Так же и дома. Любая зверушка — джунгарик, черепаха, морская свинка, кошка, собака — требует внимания и заботы. К примеру, семилетний ребенок просит собачку. Вы хотите купить. Но тогда будьте готовы к тому, что кормить, лечить эту собачку, гулять с ней будете вы, а не ребенок, даже если он клятвенно пообещал всю заботу о любимце взять на себя. У меня дома есть животные: улитка ахатин, красноухая черепаха.

Сыновья, младшие школьники, просят скорпиона и паука. Нет, я люблю насекомых, но в то же время понимаю, что это дополнительная нагрузка. В раннем детстве, конечно же, хорошо, если ребенок при знакомстве с окружающим миром, с животными проявляет эмоции. Сочувствует кошке, собаке. Одновременно нужно объяснять, что кошка или собака — это живое существо. Если кошка ушла, значит, она не хочет общаться и ее не нужно трогать. В более взрослом состоянии детям нужно прививать бережное отношение к природе через знания. Объяснять, как растут деревья, как живет в лесу лисичка или медведь. Тогда и будет формироваться бережное отношение к миру природы.

Мария Баринова, сотрудник Музея природы