35media.ru

Дороги России оборудуют приподнятыми «зебрами» и умными светофорами

В России хотят внедрить шумовые полосы, приподнятые «зебры», оборудованные датчиками движения «умные» светофоры и британскую систему «Дружелюбный переход» (Puffin Crossing). Такие предложения прорабатывает Минтранс, сообщили «Известиям» в ведомстве.

Изменения в действующие ГОСТы представят до конца 2020 года, пояснили в РосдорНИИ. После утверждения стандартов власти смогут применять нововведения на улицах. Предполагается, что это снизит количество ДТП с пешеходами — в отдельных случаях на 15–24%. Подобные решения нужно применять точечно, чтобы не создать еще больше проблем автомобилистам в крупных городах, считают эксперты.

Российский дорожный научно-исследовательский институт (РосдорНИИ) по заказу Минтранса проанализировал зарубежный и отечественный опыт повышения безопасности движения пешеходов. Определены наиболее эффективные мероприятия для снижения смертности, а также перечень требований, которые необходимо отразить в отечественных нормативных документах, сообщили в РосдорНИИ.

Для снижения скорости движения (успокоения) потока транспорта предлагается более активно применять шумовые полосы и искусственные неровности перед переходами. Для достижения этой цели за рубежом также эффективно работают средства непрямого воздействия: зигзагообразное движение автомобилей, сужение полос либо сокращение их количества, отмечают в РосдорНИИ.

фото n71.ru

Опробовать на улицах российских городов предлагается и совмещение пешеходного перехода с «лежачим полицейским». Сейчас такие экспериментальные «зебры» уже есть на некоторых улицах Москвы и области. Суть конструкции заключается в том, что переход приподнимается над землей за счет создания трапециевидной неровности — например, с помощью дополнительного слоя асфальта.

Такие переходы есть и за рубежом, в том числе в США и Великобритании. Их применение снижает скорость потока транспорта на 4–20 км/ч, а общее количество ДТП с пострадавшими падает в среднем на 15%, пояснили в РосдорНИИ.

Эксперты института также обращают внимание на недостаточное освещение пешеходных переходов и неоптимальную схему размещения фонарей, расположенных напротив «зебры». Светильники предлагается смещать на 2–4 м навстречу движению, что должно повысить скорость и улучшить распознавание пешеходов водителями. Отмечается также, что целесообразно дополнительно оборудовать переходы сигнальными фонарями и маячками.

Система разделения транспортных и пешеходных потоков с помощью светофоров за рубежом во многом схожа с российской практикой, но имеются особенности, которые целесообразно учесть, отмечают в РосдорНИИ.

В частности, специалисты обращают внимание на британскую систему Puffin Crossing («дружелюбное пересечение»). Она предусматривает установку «умных» светофоров с датчиками, которые реагируют на пешеходов. Такие светофоры не включат красный, пока по «зебре» идет человек, но и не будут держать зеленый, если на переходе уже никого нет.

«Датчик совмещает в себе технологию стереовидения и интеллектуальную систему обнаружения пешеходов на бордюрах,» — пояснили в РосдорНИИ.

Кроме того, пешеходы и велосипедисты могут сами регулировать фазы «умного» светофора — но не с помощью обычных кнопок, которые есть на некоторых перекрестках в России, а через специальные табло. Запросив зеленый, пешеход на том же табло увидит, что он загорелся, — ему не придется следить за светофором на другой стороне улицы.

Такие «умные» светофоры позволяют сократить ненужное время ожидания как для автомобилистов, так и для пешеходов. Анализ эффективности системы, который проводился в США в течение трех лет, показал снижение количества ДТП с пешеходами почти на четверть (24%), отметили в РосдорНИИ.