Какая судьба ждет речной вокзал в Череповце?
Спасатели провели подводное обследование затонувшего дебаркадера. Выводы неутешительные. Состояние соседнего, с надписью «Череповец», чуть лучше, но и там «пациент скорее мертв, чем жив». Судьбу дебаркадеров будет решать комиссия по ЧС.
Журналистов и членов городского общественного совета пускали на пришвартованный к берегу дебаркадер Д-66 группами по несколько человек. Причина проста: страшно, что ветхая деревянная конструкция не выдержит. На втором этаже предупреждают, что к углам лучше не подходить: можно провалиться. Местами в полу зияют дыры. Впрочем, как и в крыше. Впечатление, что практически все вокруг сгнило.
Другой дебаркадер, модели ЖД-132, больше чем наполовину ушел под воду. Через окна второго этажа внутри виден ледяной каток. Можно ли поднять дебаркадер и восстановить?
Однозначного ответа пока нет.
— Мы посмотрели, в каком положении он находится на грунте, нет ли каких-то подводных конструкций, на которые он опустился, — рассказал директор Спасательной службы Дмитрий Санакоев. — Повреждений корпуса не обнаружили, но ил глубокий — возможно, что-то и есть. Понтон железобетонный. Там были трещины выше ватерлинии, но сейчас все находится под водой. Водотечность у него есть. Стопроцентной гарантии, что его можно поднять, дать нельзя. Деревянная надстройка находится в критическом состоянии. Есть переломы балок. Ее однозначно необходимо демонтировать, поскольку восстанавливать там нечего.
По словам спасателей, состояние второго дебаркадера также удручающее. Много лет он стоял фактически без кровли, кругом протечки. Находиться на нем небезопасно. Вероятнее всего, будет целесообразно разобрать старую деревянную надстройку и изготовить новую. Понтон у этой модели металлический. Из-за возраста его состояние тоже вызывает вопросы.
Члены городского общественного совета сошлись во мнении, что затонувший дебаркадер восстанавливать не имеет смысла, а вот у второго еще есть шанс получить новую жизнь.
— Возможно, стоит снять какие-то декоративные элементы, часы, кованые таблички с годом изготовления, латунные ручки и использовать их, например, в музее, — считает Владислав Трофимов. — Конечно, его очень жалко, ведь это наша история. Он построен в Нижнем Новгороде в 1954 году.
По второму дебаркадеру, 1956 года постройки, мнения разделились. Возможно, стоит подумать о его реконструкции. Вышли новые положения о пожарной безопасности, и его надо будет приводить в соответствие с ними. Строить новодел я не вижу смысла. В нем не будет души. Дебаркадер интересен именно с исторической точки зрения. Историю надо сохранять, сколько это возможно. Как сообщили в администрации города, в ближайшее время состоится заседание комиссии по чрезвычайным ситуациям, где и будут решать, что делать с дебаркадерами.
Напомним, один из череповецких дебаркадеров — тот, что дальше от причальной стенки, — затонул в декабре прошлого года. Причина в том, что предыдущий владелец практически не занимался его содержанием.
Плавучий речной вокзал был продан с торгов как арестованное за долги имущество 19 апреля прошлого года за 2,4 млн рублей.
Выкупило дебаркадер муниципальное предприятие «Водоканал». Предыдущий владелец обратился в суд с требованием признать сделку незаконной, но проиграл.
Дебаркадеры из бетона строились в Советском Союзе с 1925 года и получили широкое распространение. До Великой Отечественной войны было разработано около двадцати видов бетонных дебаркадеров различного назначения. Их конструкции имели индивидуальный характер. Потом были разработаны стандартные типы бетонных дебаркадеров и плавпирсов, строить которые стали крупными сериями.
В 2018 году старый речной вокзал вошел в топ-10 достопримечательностей Череповца.
Илья Драницин