35media.ru

Как делать краски из яичного желтка

Третьеклассница Софья Митрошина стала лауреатом I степени Всероссийской конференции учащихся «Юные исследователи» с работой «Создание красок в домашних условиях». Как делать краски из яичного желтка, нашим журналистам рассказала методист Ресурсного центра Ксения Фарахутдинова.

«Софья Митрошина учится в школе № 17, она очень активный ребенок и часто участвует в различных конференциях. Ее мама позвонила нам в Ресурсный центр творческого развития детей и подростков, который создан при поддержке Русского музея в Череповце, и попросила провести для дочери занятия. Соня делала дома краски из овощей, а у нас научилась изготавливать темперные краски из яичного желтка».

Мы занимаемся по программе, разработанной Русским музеем, на базе Череповецкого музейного объединения. С Соней мы занимались по курсу «Алхимия искусства», такие занятия мы проводим для всех желающих — и для детей, и для взрослых.
На детском курсе мы изучаем историю красок, узнаем, как их изготавливали художники прошлого. Давайте посмотрим на наскальные изображения, выполненные художниками: можно увидеть, что здесь нет ярких красок. А вот если рассмотреть живопись средних веков, то можно заметить, что уже используются голубой, синий, желтый цвета.
Я рассказываю детям, что есть пигменты органические и неорганические. Для изготовления органических пигментов в прошлом использовали животных. Например, сепию получали из чернил каракатицы, а кармин — из жучков кошенили. А шафран из крокуса получали.

Неорганические красители — это глина и минералы. Охру и умбру получают из глины. На занятиях мы показываем детям разные виды глины, объясняем, что цвет зависел от местности, в которой добывали глину. Даем потрогать минералы — малахит, лазурит. Объясняем, что из малахита получался синий цвет, из лазурита — зеленый. Эти краски были дорогими, и если художнику заказывали работу, то предварительно оплачивали стоимость минеральных красок.
Для того чтобы изготовить масляные краски, пигменты смешивали с маслом, а вот как делали краски темперные?
Я показываю детям работу Елены Поленовой «Иконописная XVI столетия», где мальчик-подмастерье что-то растирает на плоской поверхности специальной толкушкой — курантом. Рассказываю, что для такой работы брали детей лет восьми, и если мальчик хорошо себя показывал, то мастер брал его в ученики.
Это и есть производство темперных красок: для этого пигмент измельчали и смешивали с яичным желтком. На занятиях я разбиваю яйцо. Интересно, что для маленьких детей это что-то необычное — они знают, как выглядят вареные яйца, а сырых не видели. Объясняю, как отделяется желток и как его нужно смешивать с красящим пигментом. А потом мы с детьми рисуем свою картину по мотивам произведения Николая Рериха «Вечерние горы».

В Череповце такой курс уникальный, его познавательность в том, что дети узнают все в процессе собственного творчества. И краску изготавливают, и рисуют.

Алена Сеничева