35media.ru

Юные исследователи из школы № 17 Череповца создали дома целую лабораторию

Свои изобретения школьники продемонстрировали на конференции «Юный исследователь» в рамках Всероссийского фестиваля открытий «Содружество». 21 человек из третьего, четвертого и седьмого классов привезли из Обнинска только первые и вторые места. Что же позволило ребятам достичь такого триумфа? И кто помогал? «Голос...» познакомился с победителями.

Сталактиты и сталагмиты

Настоящие пещеры выращивает у себя дома с помощью родителей ученик 3 «А» класса Владислав Кондрашов. Сталактиты и сталагмиты, если говорить попросту, это минеральные образования в виде «сосулек»: первые свисают с потолка, а вторые растут снизу.

— Я увлекся этой темой три года назад, когда прочитал книгу про минералы, которые растут в пещерах. Меня это очень заинтересовало. Дома у нас с родителями целая лаборатория. Специальные порошки с химическими веществами покупаем в Ярославле и ставим опыты: какие вещества лучше подходят для выращивания. Смешиваем их с водой, проводим реакции на газе, чтобы получить нужный эффект. Для получения основ пещер помогают уксус и пищевая сода, — пояснил Владислав. — Одна из пещер выросла за минуту. Использовал ацетат натрия, который быстро кристаллизуется. А чтобы вырастить вторую пещеру с тремя сосульками, понадобилось три месяца! Каждая сосулька росла по месяцу! Для их получения использовал воду с порошками медного и железного купороса и калия железосинеродистого.

Мальчик доказал, что кристаллы могут стать не только основой для научного опыта, но и отличным украшением для нарисованных им самим картин. Кристаллы для картин пришлось выращивать несколько недель — из соли, сахара и калия железосинеродистого.

Особенные краски

Ученица 3 «А» класса Софья Митрошина планирует в будущем стать и ученым, и художником одновременно. Ее работа «Создание красок в домашних условиях» — яркий тому пример.

— Я очень люблю рисовать красками. На их изготовление ушло полгода. Хотелось создать краски из разных цветов и лепестков, которые не найти в магазине. Как что смешивать, подсказала преподаватель. Основа — белого цвета. Ее получила, смешав кукурузный крахмал с сахарным сиропом, содой и белым уксусом. Ингредиентами для других красок стали свекла, морковь, люпин, крапива, береза, зеленка, уголь. Растворы быстро застывают. Их нужно просто оставить на 24 часа, — поделилась Софья.

Мультик на актуальную тему

«Историю создания мультфильма» проследил ученик 4 «В» класса Никита Беляев. В отличие от предыдущих героев публикации у Никиты на конференции был дебют.

— Очень люблю смотреть мультфильмы. Однажды задумался: смогу ли я создать свой собственный? Подготовил декорации из подручных материалов и с помощью фотоаппарата запечатлел каждое движение героев. А потом получившиеся кадры соединял на компьютере в видеомонтажной программе. Мне помогали с этим родители. Мультфильм назвал «История одного пожара». Он показывает, к каким последствиям может привести баловство со спичками и что нужно делать, если случился пожар, — рассказал мальчик. — Хочу попробовать и дальше создавать мультфильмы.

Почему вода разная?

Семиклассница Полина Березовская в своей работе доказала, что не стоит пить сырую воду из-под крана. Ранее Полина училась в школе № 17, а теперь она — представительница центра образования № 23. Но связь с базой, где делала первые шаги в науке, не потеряла.

— Несколько лет назад наша семья переехала из квартиры в загородный дом. В городе мы наливали воду из-под крана в чайник, а потом кипятили. В доме же у нас появился кулер. Мне стало интересно: почему нельзя здесь делать так, как в квартире? Родители объяснили, что вода из-под крана жесткая, забор ее идет из скважины. Почему же вода такая разная? Ответить на этот вопрос мне помогли опыты на наличие кислорода, органических примесей и на прозрачность. Объектом исследования стала вода бутилированная, профильтрованная, из-под крана и кипяченая. Бутилированная — лидер по пригодности по всем показателям. А вот в воде из-под крана много органических примесей, вредных для организма.

Чтение и безопасность

Читать книги — к этому через свою работу призвал одноклассников ученик 3 «А» класса Сергей Смирнов.

— Я выяснил, что современные школьники — мои ровесники — вопреки распространенному мнению книги все же читают. Предпочитают сказки, стихи и рассказы о животных. Среди тех, кто участвовал в опросе, нет таких, кто книжки ни разу в руках не держал. Я сам очень люблю читать. Любимый писатель — Николай Носов, — рассказал Сергей.

А его одноклассница Ева Елизарова призывает всех, кому важна безопасность на дороге, носить светоотражающие элементы:

— Моя мама — руководитель проекта «Безопасные дороги» в Череповце. Я тоже присоединилась. Есть специальные краски, которые светятся в темноте, их можно наносить на одежду. Можно приобрести светоотражатели в магазине, а можно сделать самостоятельно: достаточно лишь купить светоотражающую наклейку и вырезать из нее любую фигурку, которую хочется носить на одежде или сумке.

«Раскрыть ребенка»

Не просто первые места, а звания лучших работ на конференции получили исследования ученика 3 «А» класса Андрея Ярославцева «Новый взгляд на бересту» и ученика 4 «В» класса Матвея Егорова «Безопасный вес портфеля».

— Мы съездили на конференцию уже в 13-й раз. Команда исследователей постоянно пополняется. Темы дети выбирают сами. Ведь наша цель — раскрыть ребенка, выявить, на что он способен. Конечно, немало помогают ребятам учителя. Но основной составляющей успеха являются родители, без сил и желания которых научную работу не провести. У ребят-победителей родители — люди, действительно вовлеченные в процесс. Такое содружество — из ребенка, школы и семьи — помогает детям выбрать занятие по душе на всю жизнь, — отметила учитель начальных классов Ольга Котина, один из научных руководителей ребят.

К слову, Ольга Николаевна удостоена очередной профессиональной награды — медали «Лучшему педагогу» от дирекции Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России».

Алина Волкова, газета «Голос Череповца»