35media.ru

ЧГУ принимал экспертов Общероссийского народного фронта

ЧГУ стал площадкой для обсуждения острых вопросов в сфере науки и высшего образования. Экспертная сессия была посвящена посланию президента Федеральному собранию. Участвовали представители производства, власти, науки и образования всей страны.

Гладко было на бумаге…

Михаил Кузнецов, руководитель исполкома Общероссийского народного фронта (ОНФ), обозначил цели и задачи встречи, темой которой стало формирование научно-экспертного сообщества для развития науки и образования в России. По сути, это дискуссионная площадка для экспертов. И работать она будет в разных регионах страны. Договорились — раз в месяц. Для чего это нужно? Есть национальные проекты, есть национальные цели. Нужны инструменты для реализации.

Как заметил Михаил Кузнецов, нередко случается так: гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Причем задача экспертов не только обозначить проблемы, но и выработать пути их решения. Задача Общероссийского народного фронта — донести их до лидера страны Владимира Путина. Это должен быть мостик: тесная связь науки, образования, производства и власти. «А мы по этому мостику будем поставлять патроны», — заметил Михаил Кузнецов.

Далее бразды правления на встрече взял в свои руки Олег Егоров, модератор, эксперт ОНФ. Он предложил каждому участнику высказаться по теме, которая сегодня остро актуальна. Прежде заметил, что продвигать науку надо. У нас есть с чем сравнивать. Сингапур. По сути, небольшой остров — остров рыбаков, который за 60 лет совершил прорыв в науке. Как рассказал Олег Егоров, он был в Сингапуре, где посетил техникум, оборудованный японскими станками 5D. У нас на таких работают только в космической отрасли. Так что есть что обсуждать.

Ученые — герои нашего времени

Эксперты были из разных регионов и городов страны: из Москвы, Костромы, Великого Новгорода, Черноголовки (наукоград в Московской области) и т. д. Проблемы поднимались острые. Как гласит мировой опыт, все прорывы и открытия в науке молодые ученые совершают в возрасте 25 — 30 лет. Зарплата молодого ученого грантом оговорена. Но над проектом работают еще и лаборант, инженер-слесарь (отвечает за оборудование). Им платят копейки. Они уходят. Вот и приходится молодому ученому самому мыть посуду, искать специа-листа по ремонту оборудования. Раньше работать лаборантами соглашались студенты. Но теперь и они за 5 тыс. рублей в месяц работать не соглашаются. Важность инженера-слесаря тоже трудно переоценить. Как тут не вспомнить слесаря Гошу из фильма «Москва слезам не верит». Когда Гоша лег в больницу (на операцию по поводу аппендицита), половина научных работ в НИИ встала.

Да и сама грантовая система требует некоторого пересмотра, заметили эксперты. Пример. Идет научный эксперимент в химической лаборатории. Есть грант, отведены сроки — две недели. В ходе эксперимента выясняется, что нужно докупить химические препараты (химия бывает непредсказуемой). А тут закон о закупках: аукцион, тендер. Иначе нельзя. Закон может растянуть двухнедельный эксперимент на полгода, а то и больше.

Еще один пример. Химическое производство. Приходит бакалавр-инженер. Допустить его сразу в сложное производство руководство опасается. Нужно, чтобы пороху понюхал, поработал, к примеру, аппаратчиком. У вчерашнего выпускника корочки бакалавра есть, а корочек аппаратчика нет. Что делать? Предприятие вынуждено создавать у себя центр обучения, тратить деньги и выдавать такие корочки. А что сам выпускник? Пять лет учился на бакалавра, пришел на производство — еще год учился на аппаратчика. Почему бы не выдавать такие корочки по итогам производственной практики? Нельзя. Профстандарт образования не позволяет. Эту задачу, как и другие, можно и нужно решать.

Татьяна Ковачева