35media.ru

Горожане перестали готовить дома

Домашняя еда вытесняется фабричной. Люди стали ценить свое время и силы. Оливье, сельдь под шубой, свекольный, баварский, «Свежесть»… Около 20 салатов я увидел на прилавках кулинарии обычного супермаркета. А рядом глаз радовало жаркое, отварной картофель, холодец, торт из печени, жареные и запеченные куры, другие закуски и вторые блюда.

В небольшом магазинчике неподалеку в витринах также большое разнообразие готовой еды, но уже в индивидуальных герметичных упаковках. Не будем забывать и про фирмы, занимающиеся доставкой обедов и ужинов.

Как мы видим, готовить дома, идти на обед в кафе или столовую уже нет особой необходимости. Попробуем разобраться, что представляет собой рынок готовой домашней еды в Череповце, как развивается, куда движется и насколько он привлекателен для покупателя.

Котлета с доставкой

В Череповце около десятка различных фирм, доставляющих домашнюю еду (замечу, что в наш обзор мы не включаем суши, пиццу, фастфуд) собственного приготовления. От совсем небольших до довольно крупных. Соответственно, и ассортимент может различаться как в большую, так и в меньшую сторону. По словам Любови, управляющей одной из сетей доставки еды, в настоящее время они могут предложить клиентам около 10 салатов стоимостью от 25 до 95 рублей, шесть первых блюд — от 35 до 90 рублей, примерно 30 вторых — от 70 до 200 рублей. Выбрать есть из чего.

80 % заказов приходится на комплексные обеды, состоящие из двух блюд. Это обходится дешевле, чем если бы вы заказали их отдельно. Например, за суп и второе вместе вы заплатите 120 рублей. То же самое, но раздельно будет стоить 190 рублей. Клиенты любят экономить, тем более что порции меньше не становятся, а выгода очевидна. Что касается стоимости доставки, то при заказе на определенную сумму она бесплатна, а в противном случае придется заплатить. Например, 100 рублей.

Первые и вторые блюда занимают по 40 % в общем объеме продаж, оставшиеся 20 % — салаты. Любопытно, что определенная часть клиентов (примерно 10 %) заказывают здоровую пищу. За последние годы их становится больше. Основной выбор: фасоль, тушеные овощи и капуста.

90 % заказов приходятся на дневное время, 10 % — на вечернее. Интересно, что еще несколько лет назад эта пропорция была несколько иной. По вечерам обращались лишь 5 % клиентов. Это подтверждает общую для России и всего мира тенденцию: люди стали меньше готовить дома. И судя по всему, рынок доставки еды будет постепенно развиваться, потому что эта услуга экономит то, чего современному человеку постоянно не хватает, — время: можно не ходить по магазинам, не стоять у плиты и питаться при этом разнообразно.

Вечная кулинария

В супермаркетах, в некоторых небольших магазинах, а также кулинариях есть отделы с домашней пищей собственного приготовления, которую вы можете купить на обед, ужин, на работу. Ассортимент примерно такой же, что мы видим в фирмах по доставке пищи: от 5 до 20 салатов, от 5 до 10 вторых блюд. Названия салатов могут отличаться, но состав с разного рода вариациями крутится возле мясного, крабового, селедки под шубой. Стоимость от 15 до 40 рублей за 100 граммов. Из вторых блюд — плов, кура в разных видах и так далее. Супов я не замечал. Кстати, на Западе они есть. И разливаются в стаканчики разного объема.
Если коснуться разницы цен «доставочных» салатов и в кулинариях, для наглядности сравним два однотипных блюда. В одной из фирм по доставке еды салат оливье стоит 50 рублей за порцию весом 150 граммов (без стоимости доставки), а в кулинарии супермаркета — 28 рублей за 100 граммов. Как видим, в кулинарии получается дешевле. Но если специально выходить из дома и идти за салатом пешком или ехать на машине, то необходимо потратить время и дополнительные деньги.

Что будет с кулинарией в супермаркетах и магазинах в дальнейшем — вопрос неоднозначный. Российский рынок, что бы там ни говорили, следует за западной моделью развития. А в Европе, например, уходят от продаж кулинарии. Причин тут несколько. Одна из них — короткие сроки годности. Потребители не покупают такую еду «про запас», чего не скажешь о готовых обедах в индивидуальной герметичной упаковке.

«Герметичная» еда

Еще один вариант пообедать или поужинать дома — домашняя пища, приготовленная промышленным способом, то есть та, что вы видите в отделах охлажденной и глубокозамороженной продукции в магазинах. Она продается в индивидуальных герметичных контейнерах. Скажем прямо, ассортимент в этом сегменте не отличается таким разнообразием, как в сетях по доставке домашней еды и кулинариях. Например, в одной из розничных сетей имеется в продаже около 10 салатов стоимостью от 90 до 110 рублей, пять первых блюд — от 45 до 70 рублей, пять вторых — от 105 до 120 рублей. В других магазинах, которые я посетил, выбор и того меньше. Пара салатов, пара вторых блюд, пара супов, и все. Время от времени бывают в продаже комплексные обеды (салат и второе) по цене от 150 до 180 рублей. Но их очень быстро раскупают. Любопытно, что супы представлены в основном продуктами глубокой заморозки, охлажденных супов практически нет. Некоторое время назад они были в продаже, но исчезли. Потребитель практически не покупал.

Для сравнения уровня цен возьмем уже упоминавшийся оливье. Он стоит 90 рублей за 300 граммов. Это гораздо выгоднее, чем в сетях доставки и кулинариях. Лично я его не пробовал, а вот другой салат ел. На мой взгляд, ничем не хуже, чем в доставке и кулинарии.
Что касается пристрастий череповчан, то явно выраженных лидеров нет. Из салатов пользуются популярностью крабовый, мясной, из вторых блюд — плов, макароны с котлетой и картофель с котлетой.

Тот факт, что ассортимент в этом сегменте невелик, явно показывает, что в России уровень доверия к домашней еде, приготовленной на автоматизированной линии, низок. Но появление спроса — вопрос времени. Привыкли же люди покупать готовые пельмени, котлеты, тушенку. И судя по всему, привыкнут и к салату оливье в индивидуальных емкостях. Вероятно, что появятся и большие упаковки. Например, для праздников. Возможно, будет увеличиваться количество комплексных обедов. В Европе пошли этим путем. На продуктовых полках их много, и они дополнены напитком.

Прощай, кухня?

Можно предположить, что традиция домашнего приготовления пищи постепенно станет уходить в прошлое. Тенденция есть. Если сейчас она больше затрагивает крупные города, то вскоре станет реальностью и для небольших наподобие Череповца. С одной стороны, это модный тренд. С другой — на потребительский продовольственный рынок выходят более молодые покупатели, для которых заказ еды, покупка готовой — уже не тренд, а норма жизни. И чем дальше, тем больше их будет. К тому же все больше населения понимает, что время — величина невозвратная. И расходовать его на то, что не доставляет удовольствия или не приносит денег, нет смысла. Возможно, именно поэтому посиделки в квартирах уступили место походам в рестораны и кафе. Не нужно тратить целый день на приготовление пищи и уборку до и после гостей.

Клим Снегов, газета «Голос Череповца»