35media.ru

Череповецкие музейщики поделились впечатлениями от экспонирования библейских сюжетов Шагала

Череповецкие музейщики поделились впечатлениями от экспонирования библейских сюжетов в исполнении Марка Шагала. Великий классик эпохи модернизма в Череповце уже в третий раз.

Декабрь 2014 года... В компании Анри Матисса и Сальвадора Дали Марк Шагал впервые попал в Череповец. Потом был май 2019 года. В ноябре этого же года великий классик эпохи модернизма вновь в художественном музее. И новый проект можно снова считать удачным, отмечают музейщики. Каждые выходные к Шагалу идут целыми экскурсиями.

Светлана Пономарёва, заведующая Художественным музеем: «В рождественские праздники эта тема звучит по-особому. У нас в воскресенье прошло занятие, когда мы рассказывали о сюжете иконы Рождества, рассматривали детальные подробности. Библейская тема в этом году в январе продолжается такой чудесной выставкой».

От сотворения мира до пророков, которые предвещали рождение спасителя на земле... Шагал и Библия — это отдельная, большая история. Мальчик из еврейской семьи не просто воспитан в религиозных традициях. Библейская тема в творчестве художника — это преимущественно вторая половина XX века, когда прошли ужасы Второй Мировой войны. И громадная доля этих ужасов досталась именно иудейскому народу.

Светлана Пономарёва, заведующая Художественным музеем: «Для Шагала после того, как он посетил святую землю неоднократно, после того, как он очень долго думал... Это, по сути дела, Ветхий Завет — тема жизни, истории именно избранного народа и через величайшую гармонию возможную соединения с Богом, через очень многие моменты истории для него это попытка проследить, как же сложилась жизнь этого народа».

Хотя, пожалуй, библейская история — это история всего человечества. Оттого и вся экспозиция кажется родной, знакомой с детства. Даже если впервые видишь эти сюжеты в исполнении Шагала.

Техники печатной графики увлекали художника еще с юности, Шагал всегда хотел поделиться своим творчеством как можно с большим количеством людей. Печатная графика — идеальный инструмент для этого. Чтобы освоить это мастерство в начале XX годов прошлого века, Шагал отправляется учиться в Германию. Именно благодаря литографии шедевры Шагала, сегодня здесь, в Череповецком художественном музее.

«...Когда я брал литографский камень или медную доску, мне чудилось, что у меня в руках талисман. Мне казалось, что я смогу поместить на них все свои печали и радости... Когда я беру в руки инструмент для работы, я ощущаю все различия между литографией, офортом и рисунком. Можно неплохо рисовать, но не чувствовать пальцами самый нерв литографии, не говоря уже о том, что любой штрих гравюры должен выявлять всю специфику, не имеющую ничего общего с ремесленной ловкостью».

Если упрощенно, то процесс создания литографии выглядел примерно так. Художники рисовали сначала на камне, а потом после определенных процедур делали что-то вроде слепка на бумагу. Именно поэтому каждый такой слепок — это соприкосновение с руками мастера. К слову, у череповчан еще есть время, чтобы успеть соприкоснуться.