35media.ru

Какими были речные вокзалы в Череповце и почему о них так беспокоятся

Полторы недели назад затонул один из череповецких дебаркадеров — тот, что дальше от причальной стенки. С девяностых годов речной вокзал в городе приходит в упадок, но для череповчан по-прежнему остается одной из главных достопримечательностей. Почему?

Год назад, когда в Череповце проводили общественное обсуждение на тему, какой должна быть набережная Шексны, одной из самых популярных была просьба к властям сохранить речной вокзал на Соборной горке, ныне переживающий не самые легкие времена. Люди писали, что дебаркадер — это украшение набережной, нужно отреставрировать его и снова сделать там кафе. Гости города, судя по роликам на «Ютьюб»-канале, тоже интересуются, что же это за речной вокзал на Соборной горке, охотно фотографируются рядом с ним.

Для «Речи» историю дебаркадера узнал один из редакторов группы «Череповец Ностальгия» Михаил Лобовкин. Он подчеркивает, что это история неофициальная. Она собрана из рассказов тех, кто знаком с судьбой трех череповецких дебаркадеров, — Вячеслава Ашастина, отец которого работал начальником пристани, Владимира Черепанова, который работал судоходным инспектором, и Игоря Фуркалова, инженера Череповецкого района вод-ных путей и судоходства.

В апреле 1941 года началось заполнение Рыбинского водохранилища. До этого причал на Шексне был на фарватере, сейчас это место затоплено. В 1944 году, вспоминает Вячеслав Ашастин, на Соборной горке уже появился дебаркадер. Он был двудечным (двухэтажным). К нему приставали колесные суда «Клим Ворошилов» и «Феликс Дзержинский». В пятидесятые годы стояло уже два дебаркадера. Один из них использовался администрацией порта под офисные помещения, а другой — для причала пассажирских судов. Как раз в это время строились причальная стенка, порт, судоремонтный завод. Тот дебаркадер, который поставили в середине пятидесятых годов, как раз и затонул 16 декабря.

Дебаркадер, который поставили на Соборной горке в сороковые годы, до нашего времени не дожил. В шестидесятые годы его разобрали.

На его место поставили новый. По всей видимости, его построили в Горьковской области, на заводе в Городце. Оба дебаркадера были с железобетонным днищем. На Соборной горке в то время стоял еще один дебаркадер — в нем был расположен промтоварный магазин. Этот дебаркадер сгорел в семидесятых годах. Два других дебаркадера продолжали использоваться. Тот, что был на Соборной горке, принимал «метеоры» и работал как речной вокзал, второй, который находился ближе к Красному переулку, являлся  административно-хозяйственным учреждением. Дебаркадеры в то время отапливались кочегарами.

С поздней осени и до весны дебаркадеры отводили от причальной стенки — потому что в водохранилище спускали воду. На это время плавучие вокзалы ставили на рейд около деревни Матурино или в районе порта. Михаил Лобовкин говорит, что в девяностые годы, когда дебаркадеры перешли к частному владельцу, на зиму их никуда не отводили, а значит, в маловодные годы они могли садиться на дно, и от этого в днище могли появляться трещины.

Нынешний маленький одноэтажный дебаркадер, который сейчас стоит на Соборной горке, мог быть пригнан Александром Желтовым, в собственность которого отошли речные вокзалы, из Ирмы или Домозерова. В семидесятые годы на территории речного вокзала стоял другой маленький дебаркадер. К нему причаливали суда, которые ходили с Соборной горки до Матурина.

Насколько известно Михаилу Лобовкину, из Череповца оба дебаркадера, которые стоят на Соборной горке, ни разу не отгоняли на ремонт. Впрочем, их могли обслуживать и в Череповце, например, поднимая на сушу, используя такое сооружение как слип судоремонтного завода. Но сейчас обоим дебаркадерам необходим капитальный ремонт. Еще пять лет назад обследование дебаркадеров проводил судовой инспектор и пришел к неутешительному выводу — плавучие вокзалы в нынешнем своем состоянии долго не продержатся.

Вологодский предприниматель Александр Желтов стал собственником череповецких дебаркадеров в девяностые годы. По решению суда Желтов должен был убрать дебаркадер еще в 2011 году. При этом в 2012 году Александр Желтов рассказывал журналистам «Канала 12», что готов сделать из плавучего вокзала интерактивный музей.

В марте 2017 года одно из судов речного вокзала начало тонуть, воду из трюмов откачивали спасатели. В сентябре того же года часть пришвартованных к речному вокзалу ржавых судов предприниматель все же убрал. В марте 2019 года судебные приставы выставили дебаркадеры на торги за долги их собственника. За месяц до этого Желтов в телефонном разговоре сказал журналисту «Речи», что целиком за то, чтобы дебаркадеры снова работали — под его или нового собственника руководством.

Оба дебаркадера выкупил город, новым собственником стал «Водоканал». Елена Авдеева сообщала журналистам, что дебаркадеры начнут восстанавливать. Но этого так и не произошло.

В «Водоканале» объясняют, что все это время Александр Желтов в суде оспаривает передачу дебаркадеров городу. Прошло уже не одно судебное заседание с ООО «Череповецкий пассажирский порт», которым руководит Желтов. До сих пор «Водоканал» не может вступить в права собственности и начать ремонтировать дебаркадеры.

В настоящее время еще не ясно, будут ли поднимать затопленный дебаркадер сейчас или придется ждать до весны.

Открытым, наверное, останется и другой вопрос: можно ли починить дебаркадеры? Смогут ли специалисты провести реконструкцию? Или проще затопить их и воссоздать заново — как здание думы на улице Коммунистов или дом Милютина? Никакой ремонт речных вокзалов не проводился минимум 20 лет, сейчас городская достопримечательность в крайне ветхом состоянии.

Алена Сеничева