35media.ru

Концерт московского ансамбля «Гжель» завершил в Череповце Гаврилинский фестиваль

Международный фестиваль, приуроченный к 80-летию композитора Валерия Гаврилина, запомнится невиданным размахом. Музыканты из Москвы, Санкт-Петербурга, Татарстана и Литвы дали в Череповце семь концертов, собравших более четырех тысяч зрителей.

Такой разный Гаврилин

VIII Международный Гаврилинский фестиваль — главное музыкальное событие Вологодской области в уходящем году. Спорить с этим утверждением бесполезно. Какая еще культурная программа размахнулась бы на два с лишним месяца и на 60 мероприятий в трех городах (Вологда, Череповец, Кириллов). И в какой еще областной афише встретились музыканты из России, США (в Вологду приезжала солистка Метрополь-оперы), Франции, Сербии, Литвы, Латвии. Следующий Гаврилинский фестиваль пройдет в 2021 году.

В Вологде и Череповце фестиваль открылся концертами Государственного академического большого симфонического оркестра имени П.И. Чайковского. Также на Вологодчине встречали Государственный академической русский оркестр имени В.В. Андреева и Московский государственный академический театр танца «Гжель». Череповец на фестивале представляли ансамбль песни и танца «Русский Север» и Губернаторский оркестр русских народных инструментов.

Пожалуй, главной ценностью фестиваля стало исполнение произведений Валерия Гаврилина, и программы были почти всегда премьерные. «Русский Север» заново аранжировал и собрал в одном концерте все лучшие эстрадные произведения Гаврилина, которые при жизни композитора исполняли лучшие певцы СССР. Оркестр Чайковского представил цикл «Военные письма», причем на сцену вместе с одним из лучших оркестром России вышли дети из череповецких музыкальных школ.

За два дня до концерта дирижер оркестра Антон Лубченко посетил Череповец и провел репетицию с детьми из сводного хора.

«Я приехал рано утром, страшно хотелось спать, — рассказал он. — Но, увидев детей, которые поют Гаврилина своими чистыми голосами, я как будто энергией от розетки подзарядился. Честно сказать, я удивлен уровнем подготовки череповецких детей и великолепной работой педагогов. Выучено было все замечательно, видно было, что они готовились не за два дня. Очень старательные дети, которые интересуются музыкой, которую исполняют, и подходят к делу с тем профессионализмом, который обычно демонстрируют взрослые».

Звезда телеконкурсов «Главная сцена» и «Живой звук» Альберт Жалилов спел в Череповце ораторию Валерия Гаврилина «Скоморохи».

«В душе любого человека живет любовь к познанию. Я не против легкой музыки, как и любой другой, — сказал он в интервью корреспонденту «Речи». — Но у каждой музыки своя функция. Классика несет красоту и образование, и люди ждут такую музыку. Например, в этот раз я исполняю в Череповце ораторию вологодского композитора Валерия Гаврилина «Скоморохи»: в ней очень интересная музыка и сюжет потрясающий, остросоциальный. Это единое полотно с сюжетом — скоморохи, которых раньше изгоняли отовсюду, рассказывают свою историю России. Это очень глубокое произведение, в советские времена «Скоморохи» были запрещены».

«Гжель»: сплясать узоры

Театр танца «Гжель», один из самых известных ансамблей России, заглянул в Череповец по пути на большие китайские гастроли. В середине декабря артисты на пару недель вернутся в Москву, после чего отправятся в Италию. Новый год «Гжель» встретит на сцене главного театра Вероны, города Ромео и Джульетты.

Несмотря на занятость, «Гжель» нашла время заняться постановкой гаврилинского балета «Дом у дороги» и показать первые сцены на родине композитора. Премьеру балета ансамбль представит в апреле накануне 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Кусочек, который впервые был показан на концертах в Череповце и Вологде, сильно выбивается из репертуара «Гжели». После классических русских плясок («Яблочко» и других), мастерски поставленных и исполненных, на сцене Дворца металлургов развернулись тягостные сцена войны и проводов на нее, рассказанные языком танца. В Череповце этим сценам рукоплескали громче и дольше, чем пляскам.

Театр танца «Гжель» был создан в 1988 году известным хореографом Владимиром Захаровым. Коллектив вполне мог называться «Хохлома» или «Палех», поскольку главная его особенность — демонстрация в танце традиционных русских росписей и ремесел. В последние годы, наверное, нет крупных событий, которые прошли бы в России (или с участием России), где не выступила бы «Гжель».

Артисты театры плясали на мероприятиях Олимпийских игр в Сочи, Саммита стран БРИКС — 2017 в Китае, на открытии Гран-при России «Формула-1» в Сочи, на фестивале российского искусства в Каннах и многих других площадках.

До концерта корреспонденту «Речи» удалось побеседовать с директором театра Мариной Куклиной и главным балетмейстером коллектива, лауреатом Государственной премии России Валентиной Слыхановой.

«Русские росписи мы отображаем на костюме и в композиции танца, — рассказала хореограф. — Или у нас есть постановки, где на сцене оживает сразу несколько тем, как на палехской шкатулке».

«Мы выступаем во многих странах мира, коллектив хорошо знают за рубежом, — говорит Марина Куклина. — Приятно, когда приглашения начинают поступать повторно. Конечно, в нашем репертуаре есть «Калинка-малинка» и другая русская классика, за рубежом без нее никак. Мы танцуем и танцы других славянских народов. В Болгарии нам сказали, что мы танцуем их народные танцы лучше, чем местные коллективы».

По словам Валентины Слыхановой, программы «Гжели» несут в российской глубинке и за рубежом традиционный образ русской женщины. «Сейчас во многих театрах, на эстраде в ходу другая эстетика, но наш зритель ее не принимает», — говорит хореограф.

Сергей Виноградов