Как многодетная мама открыла три детских сада

У каждого родителя свое мнение о том, когда отправлять ребенка в детский сад и какой должна быть программа этого сада. Особенно интересно выслушать мнение, если мама также является педагогом и руководителем детского сада. Как Алина Баринова.

Давняя мечта

У Алины и Максима Бариновых трое детей: Веронике 6 лет, Сереже 4 года, Василине 11 месяцев. Максим — крупный специалист в IT-сфере, Алина ведет свой бизнес, руководит тремя частными детскими садами и двумя образовательными центрами, к которым скоро прибавится центр плавания для детей грудного возраста. А познакомились будущие супруги на занятиях по аргентинскому танго — Алина только пришла учиться, а Максим уже танцевал какое-то время.

— До того дотанцевали, что он сделал мне предложение, — весело рассказывает Алина. — Это было через месяц после знакомства. Свадьбу решили отложить до лета. А вскоре он уехал в командировку в Казахстан и вернулся только к самой свадьбе. Так что подавать заявление в загс я ходила одна, сама с собой, точнее, с доверенностью от Максима.

Алина по первому образованию филолог, по второму — маркетолог, третье образование — MBA (англ. Master of business administration — магистр делового администрирования; квалификация на управление маркетингом крупных предприятий); сейчас получает уже четвертое высшее образование — логопедическое, поскольку она ведет занятия в своих учреждениях. Прежде Алина работала директором по маркетингу, в том числе в международной компании.

— Почему вы в итоге решили открыть частный детский сад?
— Я мечтала открыть свой садик, еще когда в 18 лет работала воспитателем, но это была скорее утопическая мечта. Воспитатели тогда очень мало зарабатывали, пришлось менять профиль.

Про давний замысел Алина вспомнила, когда настала пора задуматься о детском саде для дочери. Путевку в муниципальный сад своего района получить не удалось, возить ребенка в другой район было неудобно, из всех рассмотренных частных детских садов ни один по тем или иным причинам не подошел.

— Если возникает проблема, ее нужно решить. Если я не могу найти для ребенка хороший детский сад, значит, как я сказала мужу, мы сделаем его сами. С этого и «начался» первый детский сад.

Алина изначально была нацелена именно на социальный бизнес.
— Не скажу, что на таком бизнесе можно много заработать. Но мне нравится то, чем мы занимаемся, мне нравятся улыбки детей и благодарность родителей.

Не диктовать

Вероника пошла в садик в два с половиной года, Сережа — в год. Их мама рассказывает, что видит колоссальную разницу: Сережино развитие идет гораздо быстрее, чем у старшей сестры в его возрасте.

— Мы занимались развитием Вероники, но поверьте: как бы ни развивали ребенка дома, это все равно намного уступает тому, как его развивают в садике.

Сейчас у Алины уже три детских сада, их программа не ограничивается присмотром, уходом и базовыми знаниями. В расписании есть арт-терапия, конструирование, ментальная арифметика, даже IT-программирование для детей с четырех лет и многое другое. Вероника и Сережа также посещают занятия в образовательных центрах, а помимо этого оба занимаются фигурным катанием. Родители поддерживают все начинания детей, но ни к чему не принуждают.

— Естественно, мы ориентируемся на ребенка. Вероника, например, уже говорит, что будет ученой. Она готова заниматься и жаждет знаний, она действительно с удовольствием ходит на все занятия. Значит, мы все сделали правильно, ведь это огромный плюс — когда у ребенка есть желание учиться.

— А если желания нет? Могли бы вы с педагогической точки зрения посоветовать: что предпринять родителям, если ребенок не хочет учиться?

— Я бы сказала, что нужно, чтобы мама сама включилась в процесс — не диктовала «Ты должен учиться!», а как бы встала на место ребенка. «Давай вместе попробуем это сделать. А я чего-то не знаю, давай ты мне поможешь». И таким образом дети очень хорошо включаются в процесс. Если мы на детей давим, они закрываются, а если поддерживать и направлять, ребенок, наоборот, раскроется. Мое мнение такое: не бывает неталантливых детей, все дети талантливы в чем-то, только им нужно помочь раскрыть свой талант.

Главный пример

Само собой, я не могла не спросить у собеседницы, как она все успевает, как совмещает работу и воспитание детей.

— На самом деле мне помогают, не скажу, что я вот одна такая все тяну на себе. Вечерами детей «подхватывает» муж, потому что я преподаю в центре. Иногда бабушка, моя мама, может выручить. Бывает, что я прямо с лялькой приезжаю на какие-то встречи, если не могу ее ни с кем оставить. Иногда мы ходим на мероприятия вместе со всеми детьми. На работе у меня хорошая команда.

Алина говорит о том, что без помощи мужа ничего не было бы.

— Муж хочет шестерых детей, он замотивирован на большую семью и поэтому помогает мне. Иногда мы очень поздно ложимся, бывает, он спит по три часа, но Максим очень ответственный папа, и если надо рано утром, например, на фигурное катание, то они с детьми не опоздают.

В свободное время семья Бариновых любит гулять на свежем воздухе, посещать аквапарк, в выходные стараются выехать за город, а по вечерам читают истории, причем Вероника и Сережа тоже уже в числе чтецов.

Разговор коснулся взаимоотношений между детьми.

— Не скажу, что между ними была ревность или они ревновали к Василине. Надо просто всем детям показывать, что они любимы, и никого не отталкивать в этот период. Вероника и Сережа с самого начала помогали мне с малышкой. Например, я говорила: «Вероника идет несет памперс, Сережа несет одежду». Давала погладить маленькую сестренку, естественно, были «уси-пуси», «барашки» (когда соприкасаются лбом и в шутку бодаются); все в восторге. Чтобы успеть приготовить ужин, я усаживаю Василину в манеж, они рядом с ней, веселят ее. А потом все вместе дружно садимся ужинать.

Алина не сомневается, что дети — отражение родителей, ведь пример во всем они берут в первую очередь из семьи.

— Скажем, Вероника и Сережа видели, что я делаю уборку, и в какой-то момент стали мыть посуду, подметать пол — я их не просила, они сами захотели.

Я поинтересовалась, приходится ли составлять каждо-дневное расписание, чтобы все успевать.

— Как такового расписания нет — есть уже устоявшиеся пункты, в первую очередь занятия у детей, а остальной день я уже делю сама. У меня много командировок, и бывает, что мы куда-то едем всей семьей. Приходится подстраиваться. Но честно скажу, что мне с одним ребенком было сложнее, чем с тремя. Когда ребенок один, позволяешь ему все, а с двумя и тем более тремя уже собираешься, сосредотачиваешься, потому что иначе просто никак.

Елена Бжания, газета «Голос Череповца»