Чтобы пробудить у ребенка интерес к учебе, родителям можно попробовать самим в каком-то смысле стать детьми.
У каждого родителя свое мнение о том, когда отправлять ребенка в детский сад и какой должна быть программа этого сада. Особенно интересно выслушать мнение, если мама также является педагогом и руководителем детского сада. Как Алина Баринова.
Давняя мечта
У Алины и Максима Бариновых трое детей: Веронике 6 лет, Сереже 4 года, Василине 11 месяцев. Максим — крупный специалист в IT-сфере, Алина ведет свой бизнес, руководит тремя частными детскими садами и двумя образовательными центрами, к которым скоро прибавится центр плавания для детей грудного возраста. А познакомились будущие супруги на занятиях по аргентинскому танго — Алина только пришла учиться, а Максим уже танцевал какое-то время.

— До того дотанцевали, что он сделал мне предложение, — весело рассказывает Алина. — Это было через месяц после знакомства. Свадьбу решили отложить до лета. А вскоре он уехал в командировку в Казахстан и вернулся только к самой свадьбе. Так что подавать заявление в загс я ходила одна, сама с собой, точнее, с доверенностью от Максима.
Алина по первому образованию филолог, по второму — маркетолог, третье образование — MBA (англ. Master of business administration — магистр делового администрирования; квалификация на управление маркетингом крупных предприятий); сейчас получает уже четвертое высшее образование — логопедическое, поскольку она ведет занятия в своих учреждениях. Прежде Алина работала директором по маркетингу, в том числе в международной компании.
— Почему вы в итоге решили открыть частный детский сад?— Я мечтала открыть свой садик, еще когда в 18 лет работала воспитателем, но это была скорее утопическая мечта. Воспитатели тогда очень мало зарабатывали, пришлось менять профиль.
Про давний замысел Алина вспомнила, когда настала пора задуматься о детском саде для дочери. Путевку в муниципальный сад своего района получить не удалось, возить ребенка в другой район было неудобно, из всех рассмотренных частных детских садов ни один по тем или иным причинам не подошел.
— Если возникает проблема, ее нужно решить. Если я не могу найти для ребенка хороший детский сад, значит, как я сказала мужу, мы сделаем его сами. С этого и «начался» первый детский сад.
Алина изначально была нацелена именно на социальный бизнес.— Не скажу, что на таком бизнесе можно много заработать. Но мне нравится то, чем мы занимаемся, мне нравятся улыбки детей и благодарность родителей.
Не диктовать
Вероника пошла в садик в два с половиной года, Сережа — в год. Их мама рассказывает, что видит колоссальную разницу: Сережино развитие идет гораздо быстрее, чем у старшей сестры в его возрасте.
— Мы занимались развитием Вероники, но поверьте: как бы ни развивали ребенка дома, это все равно намного уступает тому, как его развивают в садике.
Сейчас у Алины уже три детских сада, их программа не ограничивается присмотром, уходом и базовыми знаниями. В расписании есть арт-терапия, конструирование, ментальная арифметика, даже IT-программирование для детей с четырех лет и многое другое. Вероника и Сережа также посещают занятия в образовательных центрах, а помимо этого оба занимаются фигурным катанием. Родители поддерживают все начинания детей, но ни к чему не принуждают.
— Естественно, мы ориентируемся на ребенка. Вероника, например, уже говорит, что будет ученой. Она готова заниматься и жаждет знаний, она действительно с удовольствием ходит на все занятия. Значит, мы все сделали правильно, ведь это огромный плюс — когда у ребенка есть желание учиться.
— А если желания нет? Могли бы вы с педагогической точки зрения посоветовать: что предпринять родителям, если ребенок не хочет учиться?
— Я бы сказала, что нужно, чтобы мама сама включилась в процесс — не диктовала «Ты должен учиться!», а как бы встала на место ребенка. «Давай вместе попробуем это сделать. А я чего-то не знаю, давай ты мне поможешь». И таким образом дети очень хорошо включаются в процесс. Если мы на детей давим, они закрываются, а если поддерживать и направлять, ребенок, наоборот, раскроется. Мое мнение такое: не бывает неталантливых детей, все дети талантливы в чем-то, только им нужно помочь раскрыть свой талант.

Главный пример
Само собой, я не могла не спросить у собеседницы, как она все успевает, как совмещает работу и воспитание детей.
— На самом деле мне помогают, не скажу, что я вот одна такая все тяну на себе. Вечерами детей «подхватывает» муж, потому что я преподаю в центре. Иногда бабушка, моя мама, может выручить. Бывает, что я прямо с лялькой приезжаю на какие-то встречи, если не могу ее ни с кем оставить. Иногда мы ходим на мероприятия вместе со всеми детьми. На работе у меня хорошая команда.
Алина говорит о том, что без помощи мужа ничего не было бы.
— Муж хочет шестерых детей, он замотивирован на большую семью и поэтому помогает мне. Иногда мы очень поздно ложимся, бывает, он спит по три часа, но Максим очень ответственный папа, и если надо рано утром, например, на фигурное катание, то они с детьми не опоздают.
В свободное время семья Бариновых любит гулять на свежем воздухе, посещать аквапарк, в выходные стараются выехать за город, а по вечерам читают истории, причем Вероника и Сережа тоже уже в числе чтецов.
Разговор коснулся взаимоотношений между детьми.
— Не скажу, что между ними была ревность или они ревновали к Василине. Надо просто всем детям показывать, что они любимы, и никого не отталкивать в этот период. Вероника и Сережа с самого начала помогали мне с малышкой. Например, я говорила: «Вероника идет несет памперс, Сережа несет одежду». Давала погладить маленькую сестренку, естественно, были «уси-пуси», «барашки» (когда соприкасаются лбом и в шутку бодаются); все в восторге. Чтобы успеть приготовить ужин, я усаживаю Василину в манеж, они рядом с ней, веселят ее. А потом все вместе дружно садимся ужинать.
Алина не сомневается, что дети — отражение родителей, ведь пример во всем они берут в первую очередь из семьи.
— Скажем, Вероника и Сережа видели, что я делаю уборку, и в какой-то момент стали мыть посуду, подметать пол — я их не просила, они сами захотели.
Я поинтересовалась, приходится ли составлять каждо-дневное расписание, чтобы все успевать.
— Как такового расписания нет — есть уже устоявшиеся пункты, в первую очередь занятия у детей, а остальной день я уже делю сама. У меня много командировок, и бывает, что мы куда-то едем всей семьей. Приходится подстраиваться. Но честно скажу, что мне с одним ребенком было сложнее, чем с тремя. Когда ребенок один, позволяешь ему все, а с двумя и тем более тремя уже собираешься, сосредотачиваешься, потому что иначе просто никак.
Елена Бжания, газета «Голос Череповца»