35media.ru

Свою льготу по «коммуналке» ввели жильцы одного из череповецких домов

«Нам все должна сделать мэрия!» Все — это текущие трубы, неисправные лампочки в подъездах, счетчики, парковки и детские площадки во дворах… В 148 череповецких домах, которые участвовали в конкурсе «Дом образцового содержания», жильцы и собственники давно не ищут виноватых в своих коммунальных бедах, а решают их. Кстати, в этом году рекордное число участников. Увеличился и конкурс среди претендентов на звание «Лучший совет дома», куда заявку подают сами жильцы, а не управляющие компании. «Голос…» узнал, каких потрясающих результатов могут добиться горожане. Главный секрет — добрые соседи.

О проблемах — онлайн

Победу с приставкой «Дебют» в номинации «Лучший совет дома» одержал 16-этажный 145-квартирный дом № 49-б на ул. К. Белова, сданный в эксплуатацию в 2018 году. Семь активных жильцов новостройки образовали совет. Изучили состояние дома, выявили нарушения, наладили контакт с управляющей компанией, и та занялась исправлением недочетов. Причем один из способов общения с коммунальщиками — социальная сеть. Поэтому все вопросы решаются очень оперативно. Помимо того что улучшаются коммунальные условия внутри дома, люди не жалеют сил на преображение двора — сами разбили парк, посадили клены, ели, рябины.

«Один сделал, другой подхватил…»

Так описывает создание еще одного лучшего совета дома председатель Леонид Савко. В четырехподъездную десятиэтажку на 140 квартир (дом № 64а на ул. Раахе) люди въехали в 2017 году. Основной костяк постоянных жильцов — молодые семьи с детьми, в каждом подъезде живут и пенсионеры.

«Мы угодили в ситуацию, когда дом остался без постгарантийного обслуживания: застройщик пропал с рынка, а у людей возникли проблемы с недоделками в квартирах. Пришлось за свой счет, нанимая мастеров, устранять проблемы. Еще на этапе сдачи дома в социальной сети была создана группа для собственников. Потом все перезнакомились, организовали шашлыки, новогодний праздник во дворе. Так из инициативной группы в конце 2017 года у нас образовался совет дома из девяти человек — специально нечетное количество, чтобы не было равенства при голосовании. Начали добиваться диалога с управляющей компанией: нужно было снизить тариф на содержание, ведь обслуживающая организация не торопилась исправлять недоделки застройщика. В итоге тариф снизили с 17 с небольшим рублей до 16 с копейками», — рассказал Леонид Савко.

Общедомовое имущество в целом, по словам председателя, было в порядке.

«Самая главная наша проблема — пристройка к дому с нежилыми помещениями. Возвел ее застройщик, никому не продал, за домом с одной стороны пустырь. И в этой пристройке обосновались непонятные личности, в том числе наркоманы. Маленькие дети стали туда забираться. В общем, опасно, неприятно. Мы заколачивали окна, мужчины из совета дома несли дежурство, обращались за помощью в УК, к депутатам. В итоге после обращения к прокурору окна заколотили железом, чтобы закрыть доступ в помещения».

УК привела в порядок контейнерную площадку. Сейчас жители намерены бороться с парковщиками на газонах.

Как можно заработать

Дополнительным источником дохода для собственников этого дома на улице Раахе стала антенна сотовой связи:

«К нам обратились с просьбой разрешить компании установить приемник. Жители не возражали. Теперь в год дом получает 180 тысяч рублей. На эти средства приобрели и поставили несколько камер видеонаблюдения на улице и в подъездах. Кстати, есть результат: благодаря камерам видеонаблюдения поймали фальшивомонетчика, обманувшего женщину. Теперь люди не боятся, что с машин во дворе будут безнаказанно снимать колеса или прокалывать их, как было раньше. В наших планах увеличить количество видеокамер. Внутри подъездов планируем установить датчики движения для включения света. Хотим пригласить оформителя и украсить с его помощью стены на первых этажах подъездов».

В планах еще построить с торца дома тротуар, доделать ограждение вокруг детской площадки:

«Для безопасности и красоты. Скинулись, кто пожелал. Один делает сварку секций, другие устанавливают. Я вокруг сажаю елочки — сам деревенский, деревья привожу из-под Грязовца. У нас народ активный: одни начинают что-то делать, другие подхватывают. И в субботниках участвуют, и в социальных сетях все дела обсуждают. Наши жильцы хотят жить в лучших условиях. С управляющей компанией все проблемы можно решить по звонку».

«Моментально не бывает»

О том, как трудно начать устранять коммунальные проблемы, готов делиться опытом совет дома № 47 на ул. Набережной — они победили в номинации «Лучший опыт». Нынешний совет шестиподъездной пятиэтажки на 100 квартир 1973 года постройки, участвовавшей в конкурсе во второй раз, образовался в 2015 году.

«До этого нашей УК был «Металлург». Посовещавшись, посмотрев на соседние дома, выбрали «Водоканал». Совет дома образовался из инициативной группы, занимавшейся вопросами перехода от одной компании к другой. Сейчас в составе совета четыре человека. Все пенсионеры, у нас в доме 2/3 жильцов — люди старшего возраста, — рассказала председатель совета Ольга Таслунова. — Я вошла в совет и была выбрана председателем на добровольных началах, после того как на пенсии пару месяцев посидела на диване. Этого хватило, чтобы я решила: надо что-то делать! Мы здесь живем, все делаем для себя!»

В первую очередь взялись за подвал, который заливало водой из протекающих труб, изношенных на 100 процентов. В инстанциях Ольге Таслуновой объяснили, что средств, накапливаемых жильцами их дома в общем котле, для капремонта недостаточно. Пришлось проводить собрания собственников и говорить о дополнительном сборе средств.

«Деньги собрали и в 2016 году заменили розлив горячего водоснабжения и линию циркуляции, затем розлив холодной воды, — перечисляет череповчанка. — А в 2018 году добились капремонта уже за счет регионального оператора — привели в порядок систему электроснабжения и крышу. Замечу, что раньше две трети средств с тарифа на содержание уходило на латание кровли. Тариф сейчас составляет 14,31 рубля с 1 кв. метра. Поначалу с УК были сложные отношения — из-за текучки кадров. А теперь общаемся не только лично, но и по электронной почте и с помощью «Ватсап»: я делаю фотографию, описываю проблему, отправляю, мне отвечают».

Позитив и негатив

Информацию для жителей размещают на стендах в подъездах, на входных дверях. Кстати, в первом подъезде организован обмен книгами. Жильцы звонят председателю с просьбой принести в квартиру книжку — про войну, про комсомол. Растут цветы, выращенные заботливыми руками Генриетты Коноваловой, еще одного члена совета дома. Она же вместе с другими жильцами приводит в порядок клумбы около дома. Совет дома поздравляет пенсионеров с юбилеями, организует праздники, субботники.

Кстати, Ольга Таслунова помогает пожилым людям разбираться в квитанциях и счетах за оплату услуг, члены совета дома не отказывают жильцам в просьбе передать показания за коммунальные услуги.

— Пять лет как снимаем показания электросчетчиков со всего дома и общим списком я отношу данные в компанию. Благодаря такой схеме выявили неисправные приборы, убедили жителей их заменить. В доме сейчас 11 квартир, которые сдают в аренду. Удалось добиться, чтобы там установили водосчетчики.

Двор дома отремонтирован по проекту «Комфортная городская среда». В планах — дальнейшее благоустройство двора, замена окон в подъездах, установка видео-наблюдения — мера для защиты пожилых людей от мошенников.

«Как и в любом доме, есть люди, которые на все реагируют негативно, сами ни в чем не участвуют, а только критикуют и жалуются. Из-за этих жалобщиков приезжают с проверками комиссии. Нарушений не находят, отвечают, что проблема раздута. Ворчуны говорят: «Все надо сделать моментально!» Но так не бывает. Планы будем реализовывать постепенно. Радует, что активных и неравнодушных людей все-таки больше».

Ветераны в строю

Среди лучших советов домов особо отметили те, которые были в числе первых, кто начинал заниматься такой работой и при этом добился отличных результатов. Им было вдвойне сложнее: во-первых, пионерам всегда непросто, во-вторых, дома старые, жители, как правило, инертные. Плюс множество проблем, накопленных за десятилетия и трудно решаемых — плохое техническое состояние здания, долги по коммунальным платежам. Один из таких советов — актив дома № 82 на проспекте Победы.

Пятиэтажка 125-й серии к моменту появления в ней совета дома испытывала серьезные трудности с техническим состоянием. Еще и не везло с управляющими компаниями. Домом управлял «Комфорт», который обанкротился, на смену пришла УК «Водоканал», но и с ней пришлось расстаться, пережив серию судов. Сейчас дом обслуживает уже третья управляющая организация. Возглавляет совет дома Галина Сидоренко, ей помогают старшие по подъездам — Юрий Левон, Марина Смирнова, Анна Науменко, Ирина Туркина и Татьяна Сафарова.

«Совет у нас образовался еще при «Комфорте», когда мы поняли: надо действовать самим, чтобы привести дом в порядок, — рассказывает Галина Сидоренко. — Протекали крыши, в подвале бесконечно стояла вода, отчего в квартирах было влажно. Деньги платили, но ничего не делалось. Начинали мы втроем, а потом присоединились представители других подъездов. С 2016 года мы очень плотно занимаемся всеми «домашними» вопросами. Начали с обустройства двора, детской площадки, клумб. Постепенно вникали и в другие вопросы. Тогда у нас работал «Водоканал». И мы стали внимательно контролировать все, что делалось в доме. Это привело к конфликту с УК. Была некачественно сделана работа на розливе в подвале, мы отказались за это платить. Причем работы выполнялись по программе капремонтов. Нашей Марине Валентиновне пришлось выдержать 10 судебных заседаний, прежде чем мы победили. После этого управляющая компания от нас ушла. Мы нашли другую — «Сервис-дом», — с которой пока находим взаимопонимание».
«Крайне важно иметь управляющую компанию, которая хочет качественно работать, которая тебя слышит и помогает, — говорит Марина Смирнова. — И совет дома должен тоже помогать своей УК, а не противостоять. И я надеюсь, что взаимодействие на благо дома может быть еще лучше. А жителям надо любить свой дом, а не только квартиру».

На зависть и в радость

С жителями работать непросто, но прогресс есть, признает Анна Науменко:

«Конечно, когда нужно выйти во двор поработать, то в основном выходят только члены совета. Но на общее собрание людей приходит много, голосуют активно. У нас перестали в подъездах мусорить, портить имущество. Также очень важно, что в доме теперь нет злостных должников. Если у кого-то и случаются задолженности, то они краткосрочные, так как люди видят, за что платят. Но споры бывают, потому что кто-то считает первоочередным делом, например, косметический ремонт подъезда, а кто-то — замену электропроводки. Пытаемся найти компромисс, прийти к общему решению. Благо внутри совета разногласий не возникает».
«За несколько лет сделано очень много, — не без гордости говорит Марина Смирнова. — И при этом мы не собираем с жильцов деньги дополнительно. Все работы проводятся либо за счет средств текущих ремонтов, либо из Фонда капитального ремонта, либо на деньги, заработанные от аренды».
«Мы три раза побеждали в городском конкурсе и получали премии по 5 тысяч рублей на дом, — добавляет Галина Сидоренко. — Сейчас вот нам вручили 2 тысячи. Все эти деньги тратятся на обустройство дома».
«Мы сами ищем исполнителей работ, — продолжает Марина Смирнова. — Это и экономия средств, и улучшение качества, и возможность договориться о специальных условиях. Нам и рассрочку предоставляют, и скидки. Например, мы смогли сделать в доме свою социальную льготу! Договорились с компанией, которая устанавливала нам домофоны и камеры наблюдения, чтобы с ветеранов брали меньшую плату. А еще у нас в доме одна квитанция на все платежи. Если вы хотите изменить свою жизнь, то направьте свою энергию на добрые дела и благодарность! Тогда в жизни будет праздник. Вся наша команда действительно испытывает удовольствие, когда что-то получается сделать в доме — и для людей, и для себя».
«Мои знакомые мне завидуют, что у нас в доме идет такая работа, что достигнуто такое взаимопонимание с УК, — говорит Ирина Туркина. — Ведь у многих в домах просто бардак. Люди не понимают, на что расходуются их деньги. У одной знакомой кто-то взял кредит на дом! Уверена, что у нас такого никогда не произойдет».
«К нам приходят перенимать опыт, — делится Галина Сидоренко. — Спрашивают, что сделали, как, где нашли подрядчика. Интересуются, как экономим энергию. У нас и датчики света стоят, и окна теплые в подъездах, и двери и тамбуры утеплены, крыша сделана, укреплены козырьки у подъездов. На все праздники вывешиваем поздравления жильцам, на Новый год елку наряжаем, подъезды украшаем. У нас очень красиво, даже приходили ученики художественной школы, рассаживались во дворе и рисовали цветы, растущие на клумбах! Надеюсь, в следующем году двор станет еще лучше, так как по городской программе нам пообещали провести ремонт территории».
«Глобальные перемены в доме может сделать только команда, которая полностью вовлечена в этот процесс, которая искренне хочет сделать дом лучше, — уверена Марина Смирнова. — И эта работа сплачивает. Жильцы одного дома становятся соседями — в том понимании, как это было раньше. А это хорошие доверительные отношения. Хорошо, что люди стали меняться: понимать, слышать. Помогают не всегда, но помощников появляется больше. И цель нашей команды — сделать наш дом домом образцового содержания. Это долгий путь. Город надо делать красивее, уютнее, лучше. И зависит это только от череповчан».

Владимир Сентябрев, Алина Волкова, газета «Голос Череповца»