35media.ru

850 учителей не хватает в Вологодской области

850 учителей не хватает в Вологодской области. Школы в очередной раз столкнулись с дефицитом кадров. Им приходится распределять нагрузку между теми, кто уже работает.

Арина Расторгуева, ученица 2А класса: «Галина Ивановна хорошая, она умеет нормально объяснять. Договаривает всё хорошо, говорит слова целыми. Она всё подробно объясняет. Галина Ивановна хорошая учительница, мне нравится, как она преподаёт».

Вот так отзывается о работе своего учителя восьмилетняя Арина. Её педагог с тридцатилетним стажем в этом году впервые взяла двойную нагрузку. В школе № 6 учителей не хватает.

Галина Никитина, учитель младших классов: «Сложности, наверное, в подготовке. Всё-таки два класса. Но для меня это не было неожиданным. Я знала, что я буду работать в две смены, я настроилась. Приходится распределять время, так как надо. Семья, конечно, помогает. Очень много времени тратится и на проверку тетрадей, подготовку. Не придёшь же неподготовленным».

Учителей никто не вправе заставить перерабатывать. Они соглашаются на это сами. Как говорит директор шестой школы Светлана Ожигина, педагоги даже просят давать им больше нагрузки. Они понимают, какая ситуация сложилась в их школе и во всём регионе. По трудовому кодексу, средняя нагрузка преподавателя — 36 часов в неделю. Только три учителя в шестой школе работают в таком режиме. Около двадцати перерабатывают.

Светлана Ожигина, директор школы № 6: «Что помогает учителям работать с повышенной нагрузкой? В первую очередь, это умение структурировать своё рабочее время. Это высочайшая самодисциплина, волевые усилия, не откладывать ничего на потом, всё делать вовремя. Учителям помогает их богатый опыт. Некоторые работают в школе уже по 25, по 30 лет и более. У них есть огромные методические материалы, которые помогают им справляться с такой повышенной нагрузкой. Ну и конечно доброе слово родителей, доброе слово администрации и благодарность учеников».

Проблема школьной нагрузки не нова. В октябре её снова обсуждали на заседании городского профсоюза.

Наталья Кукушкина, председатель профсоюза работников образования г. Череповца: «Первое требование — установить на федеральном уровне, внести изменения в трудовое законодательство, то есть в Трудовой кодекс, в котором закрепить, что минимальная базовая ставка педагога не может быть меньше двух МРОТ, чтобы была возможность ежегодной индексации. Две, потому что труд педагогов — это труд высококвалифицированный, к которому предъявляются особые требования».

В нашем городе находится опорный вуз области, который каждый год выпускает около 300 педагогов. В 2020 учебном году в ЧГУ будет доступно 125 бюджетных мест на очном и 190 на заочном отделении. Тем не менее, молодые специалисты не остаются в школах на длительный период. Представители ЧГУ от комментариев отказались, но по их статистике, за 2018 год 70% выпускников-педагогов устраивается на работу по своей специальности. Куда специалисты уходят впоследствии, непонятно.

Нехватка учителей в школах — проблема общероссийская. Её обсудили 5 ноября на заседании совета при президенте по русскому языку. Людмила Кольцова, заведующая кафедрой русского языка Воронежского университета, предложила вернуть специалитет при получении высшего педагогического образования. По её мнению, в таком случае выпускник будет считаться полноценным экспертом в своей области.

Владимир Путин, президент РФ: «Могут сейчас собравшиеся здесь или те, кого сейчас в этом зале нет, но тоже специалисты в этой сфере, сказать, что с помощью цифровизации мы можем дать человеку за четыре года такие знания, которые раньше он получал за пять и это будет полноценный специалист. Но тогда не надо его ограничивать ни в чём. Давать возможность работать свободно и в полном объёме, до десятого класса преподавателем».

Сейчас по статистике 60% учителей Череповца работают не на одну ставку. Школы города больше всего нуждаются в учителях английского языка, физики, химии и математики. В Вологодской области до сих пор не закрыты почти 850 вакансий.