35media.ru

Как наладить отношения с ребенком?

«Очень часто и от свекрови, и от собственных родителей слышу высказывания о том, что сейчас с детьми „слишком возятся“. Точка зрения примерно такая: „Вот раньше с детьми особо не церемонились, и все было нормально“. Хотелось бы узнать мнение специалиста — может, и правда мы вредим ребенку излишним вниманием? Меня в данный момент волнует такая ситуация. Знаю, что зачастую подростки нуждаются в таких проявлениях заботы, любви, как объятия, но при этом сами же запрещают родителям себя обнимать, целовать. Как быть в таких случаях?»

Отвечает Ольга Кульнева, клинический психолог, руководитель проекта «Выбери жизнь» благотворительного фонда «Дорога к дому»:
— По первому вопросу. Такая точка зрения попросту опасна. Меняется время, меняются обстоятельства. Раньше, по крайней мере, была определенная идеология, которая объединяла в том числе и членов семьи. Люди имели цель — были нацелены на будущее. А сейчас у подростков нет никаких идеологических представлений, поэтому очень часто будущее для них размыто. Будущее пугает их, особенно выпускников 9-х и 11-х классов. Оно неизвестно, неясно, они не видят себя в будущем и вообще в мире.
По второму вопросу. Размышлять над вопросами взаимоотношений со своими детьми обязательно надо. И если ребенок показывает, что ему не нравится, когда его обнимают, нужно сначала спросить: «Можно я тебя обниму?» Иногда, проходя мимо ребенка, просто погладьте его по спине.

Очень хороший прием – положить ладонь между лопаток. Таким образом вообще очень хорошо успокаивать любого человека, не только своего сына или дочь, потому что тело как бы вспоминает младенчество: когда мама качает ребеночка на руках, она держит его ладонями под спинку. Но границы нужно соблюдать, поэтому и надо спрашивать, можно ли обнять.

И конечно, если в семье прежде такое не было принято, и вдруг резко начнутся объятия (потому что родитель прочитал или услышал совет), ребенок почувствует неискренность. Это с непривычки и для самих родителей может стать стрессом. Возможно, стоит начать с разговоров и проявления внимания. Спрашивать ребенка не «какие оценки ты получил?», «ты поел?», «сколько ты будешь сидеть за компьютером?», а «как ты себя чувствуешь?». Чаще всего дети отвечают: «нормально», то есть «никак». Это опять же говорит о том, что они не могут определить свои эмоции даже сами для себя.

Если вам ответили: «нормально», не нужно продолжать «допрос» и добиваться от ребенка ответа. В каждом случае мы даем индивидуальные рекомендации. Но если обобщить, то лучше просто продолжать спрашивать, задавать вопросы на другие темы. Например, «что сегодня было хорошего за день?», «что нового ты сегодня узнал?». Задавайте вопросы открытого типа, на которые нельзя ответить «да», «нет» или «нормально».