35media.ru

Решать ли с ребенком уроки?

«Опять сентябрь, и мы на кухне соображаем на троих: кто — математику, кто — русский, кто — стих», — шуточное стихотворение точно отражает суть проблемы домашних заданий. Многие родители учатся вместе со своими детьми, тратя несколько часов вечерами на подготовку уроков. Не оказывают ли они тем самым «медвежью услугу» детям?

«Конечно, помогать ребенку с домашними заданиями нужно. Весь вопрос, в каком объеме и с какой целью. При этом не стоит забывать, что на чаше весов находятся еще и ваши с ребенком отношения. Школа рано или поздно закончится, а вот испорченные отношения, обиды останутся с вами надолго», — считает психолог БФ «Дорога к дому» Екатерина Репина. — Неоднократно мне приходилось слышать от родителя: «Тянет с «домашкой» до последнего, пока я к нему не подойду. Начинаем делать. Делает еле-еле. Я начинаю торопить. Он ничего не понимает. Я начинаю орать. Он ревет. На часах уже первый час ночи, а вставать в семь утра… И так каждый день».

По словам психолога, количество времени, потраченное на подготовку домашних заданий с ребенком, не является гарантией успешного обучения школьника.

Очень важно найти ответ на вопрос: кто отвечает за учебу?

Если родители проявляют тотальный контроль за выполнением уроков, то у ребенка есть несколько вариантов действий.

Первый — требовать отдать ему ответственность за свои уроки; обычно дети делают такие попытки пару раз, но страх родителей дает отрицательный результат. Второй — смириться и жить под вечным контролем и гнетом родительской тревоги, при этом слушая жалобы родителей на отсутствие у них личного времени и т. д. Третий — бунтовать и вредничать, что, кстати, большинство и делает.

— Если ребенок успевает по всем предметам, не вижу смысла в тотальном контроле. Здесь стоит вопрос доверия к ребенку, родительского чувства вины и тревоги. Это непросто — уважать выбор ребенка и доверять. Но если мы хотим вырастить ребенка самостоятельным, нужно научиться этим важным вещам», — считает психолог Екатерина Репина.

Краткий алгоритм действий родителей состоит из следующих пунктов:

1) интересуемся у ребенка, какие уроки ему заданы на завтра, когда он будет их делать;

2) спрашиваем, нужна ли помощь, сообщаем, что готовы помочь, если это потребуется;

3) просим ребенка показать, что получилось, разбираем ошибки (если они есть)и обязательно хвалим его за выполненную работу.

Другая ситуация, когда школьник подросткового возраста не желает делать уроки и заявляет, что не видит смысла в учебе вообще.

— Если развитие идет правильно и подростковый возраст наступил, на первый план выходит интимно-личностное общение, а не учебная деятельность, — говорит психолог Екатерина Репина. — Что с этим делать родителям? Набраться терпения, разговаривать с подростком о его интересах, планах, мечтах (без нотаций и угроз). Большинство подростков воспринимают учебу как пустую трату времени. Им непонятно, как она связана с их будущим. Вот здесь и есть задача взрослого — показать ребенку наличие этой связи. С подростками нужно разговаривать об их целях. И вместе искать ресурсы для их достижения. Даже если сейчас ребенок хочет стать блогером, можно вместе с ним прийти к выводу о том, что у образованного блогера больше шансов быть популярным (привести аргументы). Цели будут меняться со временем, а образование впишется в голову ребенка как один из мощнейших ресурсов достижения собственной цели. Запугивания не помогают, а только усугубляют ситуацию. Чем ты хочешь заниматься в жизни? Или чем точно не хочешь? Как к этому прийти? Какие пути ведут к твоей цели? Вот примерные вопросы, которые, на мой взгляд, полезно задавать ребенку.