35media.ru

Два новых предмета в школах пока вызывают только беспокойство родителей и педагогов

Во всех школах Череповца введены два новых предмета: русский родной язык и русская родная литература. И это не факультативы, предметы обязательны для изучения. Что же ждет в рамках программы школьников? И что беспокоит учителей?

Что с часами?

О появлении этих предметов в школьной программе мы уже писали в начале учебного года. Тогда не все с ними было понятно. В национальных школах — да, изучают, помимо государственного русского, родной язык. У нас же, как предполагается, это должно стать возможностью полнее знакомиться с культурой речи, историей языка, литературой региона и даже историей края. Эти предметы должны вестись, таково требование ФГОС.

Но документов, которые бы определяли количество часов на них, до сих пор нет, хотя началась уже вторая четверть. В начале учебного года учителя отмечали, что недельная нагрузка по всем предметам в совокупности для каждого класса регламентирована и вся программа уже расписана. Поэтому, как ввести новые предметы, было непонятно.

Дальше еще любопытнее. Количество часов на новые предметы может определять сама школа. Например, час в неделю или даже половину урока (то есть раз в две недели, видимо). И начинать необязательно прямо сейчас, можно отложить на следующую четверть — опять же все в руках образовательного учреждения.

Неожидан и еще момент: русский родной язык и русская родная литература должны быть введены во всех школах, но — необязательно во всех классах! Как это может быть? Специалисты нам объяснили так: в пятых классах, например, эти предметы преподаются, а в шестых нет. Но такого, чтобы в 5 «А» предметы велись, а в 5 «Б» нет, быть не может: новые предметы вся параллель либо изучает, либо не изучает.

Пока это все касается учеников с 1-го по 9-й класс — именно они учатся уже по новым ФГОС.

Нет учебников

Самое неожиданное — по новым предметам нет учебников. Да-да, вы правильно прочитали: нет учебников. Есть, правда, учебные пособия, но их нельзя закупать на федеральные деньги (то есть родители должны приобретать за свой счет, и то, если издания есть в магазинах). Есть методические разработки и рекомендации для учителей.

«Нам удалось найти в Интернете учебные пособия по родному языку с бесплатным доступом только для 5-го и 9-го классов, — рассказала нашим журналистам учитель русского языка и литературы одной из школ. — Насколько мне известно, есть еще для первого класса. И все. Как учить остальных? По литературе ни учебников, ни программы нет вообще».

А если родной язык другой?

Возникает у учителей нашего города и еще один вопрос. В Череповце немало детей мигрантов, в некоторых классах их число доходит до 40 и даже 50 %. Родной язык для них — армянский, азербайджанский, таджикский…

«Как быть в этом случае? — недоумевают учителя. — Мы должны в аттестат этим детям поставить оценку за «русский родной язык»? Непонятно!»

«Напишите что-нибудь!»

Итак, педагоги и руководство школ в растерянности: что преподавать и как на уроках по новым предметам? Кто-то еще в сентябре думал, что их введение — просто слухи: слишком неожиданным было их появление. Многие считают, что это тот же русский язык, но немного по-другому:

«Например, орфоэпия в программе разбросана по темам и годам обучения, здесь я могу собрать воедино, более компактно, — говорит учитель русского языка. Но тут же добавляет: — Это просто лишний час на тот же русский язык, оторванный от каких-то других предметов».

Некоторые учителя решили использовать его для натаскивания на экзамен, и их трудно осуждать, особенно если администрация говорит: «Да напишите в плане урока что-нибудь!» И не вводить эти неподготовленные предметы нельзя: есть контролирующие организации…

А методическая служба совместно с управлением образования намерена провести круглый стол, чтобы обсудить проблему с педагогами и все же прийти к какому-то решению.

Ирина Ромина