Учёные из Архангельска открыли девять новых видов пиявок-паразитов

Копировать ссылку
Они питаются кровью рыб и откладывают яйца в моллюсков.

Специалисты САФУ и ФИЦКИА РАН описали особую экологическую группу пиявок, живущих внутри раковин пресноводных моллюсков.

В журнале Scientific Reports были опубликованы результаты исследования, авторами которого выступили архангельские биологи из Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики РАН и Северного (Арктического) федерального университета. В ходе своих экспедиций на Дальний Восток и в Юго-Восточную Азию учёные обнаружили девять ранее неизвестных науке видов пресноводных пиявок. Три вида обитают в водоёмах Дальнего Востока России, один — в реках Южной Кореи, пять — в Мьянме, сообщает «Регион 29».

В ходе исследований было выявлено семь видов пиявок, обитающих внутри раковин пресноводных моллюсков, в их мантийной полости (полость, ограниченная снаружи мантией у моллюсков, а изнутри — телом животного — прим. «Регион 29»). Два открытых вида относятся к свободноживущим.

В 2016 году учёные ФИЦКИА РАН и САФУ обнаружили в бассейне реки Раздольная недалеко от Владивостока и реке Гладкая в Хасанском районе Приморского края пиявок Batracobdella kasmiana. Это была первая находка данного вида в России. Прежде считалось, что он обитает только в водоёмах Японии и Китая. В ходе исследований выяснилось, что пиявки паразитируют на крупных пресноводных двустворчатых моллюсках — беззубках и перловицах. Во внутримантийной полости одной раковины находилось до 50 пиявок.

Архангельские учёные расширили географию исследований. Они впервые описали особую экологическую группу пиявок, живущих внутри раковин пресноводных моллюсков, и дали ей характеристику в мировом масштабе.

Присутствие пиявок в мантийной полости пресноводных моллюсков биологи фиксировали и ранее. Подобные факты описывались ещё в XIX веке. Однако вплоть до настоящего времени такое явление считалось случайностью.

"Обитание в моллюске — выгодная эволюционная стратегия. На пиявок охотятся хищные насекомые и рыбы, поэтому раковина становится хорошим убежищем, средой обитания, «благоустроенным домом» для пиявок. Всего в мире мы насчитали 12 видов пиявок, которые в своем развитии тесно связаны с пресноводными моллюсками, и большую часть жизни проводят в их мантийной полости. Из этих 12 видов нами было открыто и описано семь видов, новых для науки. Ранее эти виды не встречались учёным из-за скрытного образа жизни — ведь специалисты по пиявкам обычно не заглядывают внутрь моллюсков", — рассказал научный руководитель исследовательской группы, директор ФИЦКИА РАН и заведующий лаборатории молекулярной экологии и филогенетики САФУ Иван Болотов.

Коллектив учёных из Архангельска впервые выявил экологическую группу, которая получила название моллюсковые пиявки. Она включает виды из трёх родов. Согласно выводам биологов, обитатели раковины моллюсков возникали в ходе эволюции несколько раз и независимо в разных группах пиявок.

"Из-за своего паразитического образа жизни эти пиявки имеют очень маленькие размеры, обычно около пяти-десяти миллиметров в длину. Поэтому их изучение было очень сложным — представьте, надо было не только вскрыть сотни образцов миниатюрных пиявок под специальным микроскопом, но и исследовать и описать их внутренние органы, извлечь и расшифровать ДНК. Эта кропотливая работа заняла три года", — добавил Иван Болотов.

Российские исследователи установили, что семь открытых видов пиявок-паразитов живут внутри раковин большую часть жизненного цикла. На ранней стадии развития пиявка питается гемолимфой моллюска. Далее она покидает раковину и присасывается к рыбе, накапливая её кровь в специальных выростах пищеварительной системы. Подобно самке комара, кровь пиявке нужна для для созревания яиц. Получив кровь рыбы, пиявка возвращается в моллюска, чтобы отложить яйца.

Помимо обитателей моллюсков, учёные нашли и два свободноживущих вида, новых для науки. Эти виды обитают на Дальнем Востоке России — один в бассейне реки Тумнин в Хабаровском крае (Hemiclepsis tumniniana — Гемиклепсис тумнинский), а второй — в бассейнах рек Уссури и Партизанская в Приморском крае (Hemiclepsis schrencki — Гемиклепсис Шренка). Эти виды являются близкими родственниками моллюсковых пиявок из рода Hemiclepsis, но не связаны с моллюсками и питаются кровью рыб на протяжении всего жизненного цикла.

Как отмечает пресс-служба ФИЦКИА РАН, паразиты являются скрытой угрозой для моллюсков. Ранее пиявки занимали в перечне биогенных угроз нижние строчки, но изменения климата вносят коррективы. Потепление может вызвать вспышку численности паразитов — это будет чревато вымиранием видов моллюсков в различных регионах, в том числе российских. Биологи планируют продолжить свои исследования в данном направлении.

Погода приподносит сюрпризы. Как вы на них реагируете?

Олег Кувшинников
губернатор Вологодской области
Олег Кувшинников

В Череповце встретился с нашими бойцами, которые сейчас проходят лечение в Вологодской клинической больнице №2. Поблагодарил за службу, за верность долгу. Парни — настоящие герои, в непростое для страны время они проявили мужество и храбрость. Продолжим помогать семьям мобилизованных. Сделаем все, чтобы бойцам было комфортно, чтобы они получили всю поддержку. Пожелал ребят здоровья и силы духа. Горжусь земляками!

27 Января 2023