35media.ru

Зима — не повод закрывать велосезон

Погода за окном все больше напоминает зиму. Уже, казалось бы, и речи не может быть о велосипеде. Сезон окончен. Однако есть люди, для которых холод и снег не являются причиной, из-за которой стоит забросить своего двухколесного коня. Один из них — велопутешественник и просто фанат велосипеда Александр Алексеев. Он рассказал «Голосу…» о своем увлечении и пройденных велодорогах и дал несколько советов новичкам.

Александр, с чего началось ваше увлечение велосипедом?
Сначала, как и все люди, я просто катался на небольшие расстояния по городу и до деревни. Но в 2008 году целенаправленно приобрел велосипед и занялся им по-настоящему. Уже спустя два месяца после покупки случилось мое первое серьезное приключение — поездка в деревню, находящуюся в 250 километрах от Череповца. А на следующий год мы с друзьями отправились в недельное путешествие, целью которого было обогнуть Рыбинское водохранилище, что мы и сделали. Вышло порядка 700 километров. Вот это было интересно! Насколько я знаю, после нас этого никто не повторил. Но меня интересует не только областной туризм — я и в Краснодарский край, и в Крым ездил много раз.

Ваш велосипед чем-то отличается от, так сказать, «гражданского»?

В общем-то, у меня обычный велосипед, просто со временем он стал более надежным. То есть в 2008 году я его купил, а спустя четыре года от него осталась, наверное, только рама и еще пара запчастей — все остальное было заменено. Покупать новый велосипед я не хочу, так как мне проще усовершенствовать свой и сделать его «неубиваемым». На данный момент в ближайших планах у меня только замена вилки. Вообще, выбирать велосипед нужно в зависимости от того, по каким дорогам вы путешествуете. От марки ничего не зависит. Здесь более важны компоненты. Желательно иметь надежные колеса, тормоза, переключатели. С переключателем скоростей гораздо легче, чем без него. Есть участки с гористым рельефом. У нас их меньше, но если ехать, например, в Краснодарский край, то без переключателя никак, иначе придется велосипед тащить в горку — просто так не заедешь.

Как вы оцениваете состояние велосипедного туризма у нас сейчас?
Не каждый готов выбраться в путешествие. Есть еще один нюанс: если человек покупает автомобиль, то про велосипед начинает постепенно забывать, а потом становится совсем лень кататься. А в целом на велосипедах катаются люди разных профессий и возрастов. Велотуризмом в Череповце занимается мало людей, больше любителей велопрогулок. У нас есть общая «беседа» в социальной сети «ВКонтакте», в которой состоит около 200 человек. В ней мы договариваемся о поездках, заранее обсуждаем даты, чтобы люди могли распланировать график и позвать своих друзей. Так, у нас все лето были выезды. Маршрут выбирался в зависимости от количества участников. Начиная с мая и в течение всего лета каждый вторник и четверг мы ездим на природу. Велопрогулки организованы в рамках проекта «Движение как образ жизни» и проводятся с 2015 года в двух районах города. Участвуют в основном по 10 — 20 велосипедистов, на знаковые мероприятия, например закрытие велосезона, выезжают по 30 и больше человек. Зимой велосипедная активность несколько меньше, но не прекращается.

На велосипеде кататься можно и зимой?
Я на нем езжу и зимой, и летом. Погода мне не мешает. Раньше у людей было удивление: «Ничего себе, велосипедист зимой!» Сейчас, по моим наблюдениям, народ на это реагирует меньше. Да и на самом деле на велосипеде передвигаться намного удобнее, быстрее и теплее, чем пешком ходить. Единственное, что при зимней езде желательно все же выбирать шипованные покрышки. При их отсутствии можно кататься на «песчаных» покрышках. Если рисунок протектора слишком мелкий — будет скользко.

Как реагируют люди, когда видят велопутешественника?
Когда люди видят, что ты один путешествуешь, все пытаются помочь чем-то. В недавнем летнем путешествии был момент, когда я оказался на размытой дождями дороге и попутный лесовоз подвез меня несколько километров по грязи. А в прошлых походах, катаясь по населенным пунктам Краснодарского края, встречался с радушием и гостеприимством людей. Например, я хотел купить арбуз, но продавец со словами «ты путник, тебе нужнее» угостил меня просто так. Или, например, в Крыму останавливался с ночевкой у одной семьи. Хотел купить творог, но они тоже просто угостили меня.

С какими сложностями приходится сталкиваться в плане поломки велосипеда?
Поломки бывают нередко, но опасных ситуаций, когда это нельзя было бы исправить, у меня не было. Случилась как-то беда с держателем переключателя: его сильно погнуло. Но на дороге всегда есть камушки! Я разобрал переключатель и с их помощью выгнул его, как нужно, поставил на место и поехал дальше. Наверное, для кого-то это могло бы стать окончанием путешествия. Или, например, был случай, когда в Севастополе мы попали в неприятность. Там есть очень коварное растение с колючими семенами. Эти колючки разбросаны по дороге и впиваются в колеса, прокалывая их в разных местах. В результате в одной камере оказалось около 15 проколов, в другой — штук восемь. Одну камеру пришлось выкинуть, вторую я заклеил.

Какие ошибки в основном совершают новички?
Новички, как правило, ездить на большие расстояния не решаются. Но из распространенных ошибок — это отсутствие запчастей, даже той же велосипедной камеры или насоса. Я, например, кучу инструментов таскаю с собой. Бывает так, что в дороге камера становится непригодной к восстановлению. Если человек катается с нами, то мы ему можем помочь — дать запасную камеру или насос. Но одиночный велосипедист без «велоаптечки», проколов колесо, обычно идет домой пешком. Еще одна распространенная ошибка начинающих — неправильная техника торможения. Некоторые новички боятся переднего тормоза. Это случается после неудачного опыта, когда, затормозив передним колесом, человек перелетел через руль — он его начинает побаиваться и тормозит задним. Но задний тормоз менее эффективен: при его использовании тормозной путь будет раза в три больше, тогда как с помощью переднего можно буквально на месте остановиться, если все правильно сделать.

Иван Крылов, газета «Голос Череповца»