Архангельский театр кукол возрождает литературную гостиную

Хотя всё новое, как известно, — это хорошо забытое старое. В Новый год Литературно-театральной гостиной исполнится 20 лет: впервые она открылась в Рождественский сочельник 1999 года.

"Актёры такой народ, которым помимо репертуарных спектаклей всегда хочется сделать что-то своё, — рассказала «Региону 29» заведующая литературно-драматургической частью архангельского театра кукол Светлана Логинова. — И есть такие актёры, которые свои замыслы доводят до сцены. Так к концу 1999 года у нас появилось очень много самостоятельных актёрских работ. Михаил Логинов читал стихи, у него появился спектакль «Подменыш» по Сельме Лагерлёф. Разовые проекты были и у других артистов. И тогда наш генератор идей Марина Владимировна Мельницкая предложила открыть гостиную. В старом здании театра специально для неё сделали уютный зал, и постепенно туда стали набираться разные программы для детей и для взрослых. Актёры там раскрывались часто совершенно неожиданно. Многие вещи из гостиной потом как-то повлияли на судьбу актёров в театре. Известный в городе рождественский спектакль «Ель» по произведениям Туве Янссон и Ганса Христиана Андерсена тоже в своё время родился в гостиной".
Одна из премьер гостиной — «Дерево для всех».Одна из премьер гостиной — «Дерево для всех».

В гостиной ко двору пришлись домашние театрики — изобретение архангельских кукольников.

"Домашние театрики позволяли зрителям, которые в театре делали только первые шаги, входить в него постепенно — не сразу на представление, пусть даже и на «Три поросёнка», — рассказала Светлана Логинова. — Потому что каким бы ни был ребёнок развитым, к театральной реальности надо привыкнуть. И когда в «Трёх поросятах» выходит ведущий и на глазах у зрителей превращается в волка — надевает перчатки, привязывает хвост, а потом надевает маску, — это далеко не все дети выдерживают. И в этих домашних театриках дети трёх, четырёх лет смотрели спектаклики, понемногу в них участвовали и так постепенно готовились к репертуарным постановкам. И если сначала актёры делали всё сами, то постепенно мы начали подключать к работе режиссёров. Так у нас появился «Чемодан чепухи» по сказкам Людмилы Петрушевской«.
Персонажи сказки «Дерево для всех».Персонажи сказки «Дерево для всех».

Когда театр закрылся на реконструкцию, от гостиной на время пришлось отказаться.

«Поэтому сейчас мы действительно в каком-то смысле начинаем с нуля, — пояснила Светлана Логинова. — И мы решили, что теперь все спектакли для гостиной будут готовиться, как настоящие — с режиссёром, художником, композитором».

В новом здании у гостиной будет своё, совсем маленькое, помещение на 30 мест, его пока ещё обустраивают. А премьеры для гостиной уже созрели, поэтому первым зрителям их показали в Малом зале. Оба «спектаклика» поставила народная артистка России Светлана Михайлова.

В «Старухе Сказке» зрителей ждёт встреча со знаменитой Бабушкой Галиной в исполнении заслуженной артистки России Галины Ястребовой.

В роли Дерева — Надежда Куклина.В роли Дерева — Надежда Куклина.

А «Дерево для всех» поставили по сказке современного петербургского автора — Юлии Ивановой, которая нашла удивительно доверительную интонацию для разговора с детьми о важных вещах. Инсценировку написала заведующая педагогической частью театра Марина Мельницкая, и автору она очень понравилась.

Дань формату гостиной в «Дереве для всех» отдала приглашённый художник-постановщик Елена Минина. В спектакле силой воображения в сказочный лес, где может вырасти причудливое дерево, превращается мебельный гарнитур из обычной гостиной родительской квартиры.

Артисты Вероника Попова, Алексей Бурмагин и Надежда Куклина исполняют роли детей, играющих в сказку, пока родителей нет дома. И показывают юным зрителям, что те точно так же могут играть у себя дома — создать свой домашний театрик.

Вероника Попова играет зайчика Шустрика и его собратьев, а Алексей Бурмагин — других обитателей сказочного леса — волка и медведя. Молодая актриса Надежда Куклина совершенно безмолвно, но очень обаятельно, исполняет роль Дерева.

Вероника Попова.Вероника Попова.

Это Дерево не похоже на рождественскую Ель, скорее, на фантазийную пальму, но у него есть гостинцы для всех. Для Шустрика — морковка, для зайчат — капуста. Даже для волка — сосиски, — но хищник-единоличник, которого Елена Минина придумала похожим на персонажа из «Ну, погоди», жадничает и не хочет делиться: обносит щедрое Дерево забором.

А Дереву ведь ничего не надо — только бы поливали. Процесс поливки привносит в спектакль элемент интерактива — дети с радостью помогают актёрам, и на второй-третий раз их даже просить не надо: юные зрители сами запускают «ручеёк», когда листья на дереве начинают желтеть.

Сможет ли альтруист Шустрик спасти Дерево, а волк — научиться дружить и не жадничать, — это юные зрители узнают в финале.