«Северсталь-20» — Череповец, вышка! Видимость — 3 100, слабый дождь и дымка, температура +6 градусов, в работе полоса 21», — уверенный и четкий голос раздается в командно-диспетчерском пункте череповецкого аэропорта. За пультом управления — диспетчер службы движения Валерия Снигирь. Также на вышке для подстраховки ее стажер, тоже Валерия, и и. о. начальника службы движения Алексей Шахазизян. Готовятся приземлиться три самолета… Такую картину застали журналисты «Голоса Череповца» в канун Международного дня авиадиспетчеров (отмечается 20 октября). Почему эта профессия входит в топ-10 самых стрессовых и как выдержать колоссальный груз ответственности за чужие жизни?
Иняз и радиосвязь
В сутки диспетчеры череповецкого аэропорта принимают и отправляют 20 — 30 самолетов, а в пик летнего сезона число увеличивается вдвое. Регулировать потоки воздушного движения, обеспечивать безопасные интервалы между бортами — такие профессиональные задачи обозначил Алексей Шахазизян:
«Слепыми котятами» называют себя авиадиспетчеры (кстати, официально они именуются инженерами по управлению воздушным движением), если под рукой нет средств радиосвязи. Именно на радиосвязи держатся три кита профессии: «слышу, вижу, управляю». Сейчас вся связь обеспечивается компьютерными программами, однако около пульта управления по-прежнему есть конструкция с тумблерами для включения микрофона.
Безопасный интервал
«Северсталь-20» — первый самолет, запросивший разрешение на посадку, летит из Санкт-Петербурга. Там и далее по маршруту его полет обеспечили по меньшей мере 10 авиадиспетчеров. В Череповце аэропорт маленький, поэтому обязанности контроля полета ложатся на плечи одного авиадиспетчера.
Валерия Снигирь приняла шефство над бортом, подтвердив это диспетчеру районного сектора (в Вологде) по телефону. Самолет в этот момент готовился зайти в воздушное пространство Череповца — находился в 50 километрах, на высоте 2 100 метров. Затем получила запросы непосредственно с борта самолета о метеообстановке. Девушке эти данные сообщили компьютерные программы, а также другие службы контроля обстановки в аэропорту. Все это в считаные секунды передано пилотам. Прием подтвержден.
А на мониторе между тем появляются еще два самолета, которые летят из московского Внукова, они тоже просят разрешение на посадку и запрашивают погоду. Девушка сверяется с мониторами — видимость уменьшилась на пару сотен метров, дождь усилился. Обо всем доложено пилотам. При этом уточняющие вопросы поступают и с борта «Северсталь-20». Поразительно: Валерия понимает, с кем когда разговаривает, и ни разу не сбивается!
— Пилоты принимают решение о посадке по погодным условиям, а диспетчер решает, какой курс посадки будет рабочим, — объяснил Алексей Шахазизян. — При этом диспетчер должен убедиться, что полоса свободна. Три самолета летят один за другим. Между ними должен быть двухминутный интервал, а расстояние — не менее пяти километров. Конечно, мы стараемся, чтобы интервалы были немного больше — чувствуем ответственность за жизни пассажиров.
Из любви к самолетам
«Просто осознаю, что нахожусь на работе. Четко знаю, что от меня требуется. Мне нравится моя работа именно за ответственность. Но если постоянно думать о том, сколько жизней там, на борту, можно загнать себя в стресс. Эмоции нужно оставить за дверью», — отметила Валерия Снигирь, когда в шестичасовой смене наступил очередной перерыв.
За пультом диспетчеры сменяют друг друга каждые два часа. Посадившую два самолета девушку сменил Алексей Шахазизян. Связка привычная: два года назад после приема на работу Валерия стажировалась несколько месяцев именно у него. У Алексея за плечами 18 лет работы в череповецком аэропорту, он продолжает выполнять функции диспетчера. Со времени окончания университета удалось поработать в разных аэропортах мира, включая Тбилиси.
— О выборе я не пожалел. Летала мама, сейчас жена. В авиации не бывает случайных людей. Зачастую туда идут представители династий, — пояснил Алексей.
А вот Валерия Снигирь скорее исключение из правил, в ее семье никто с небом не связан:
На позитивной волне
Трудолюбие и стрессоустойчивость — главные качества для авиадиспетчера, считает Валерия:
Номинально отвлечься, если расписание полетов свободно, авиадиспетчер может: почитать книгу за пультом, подучить английский. Но, отметила Валерия, уши должны быть начеку: запрос в эфире может пойти от борта, который выберет Череповец запасным аэродромом для посадки, или от вертолетов, выполняющих авиационные работы и санитарные рейсы. Перебои со связью иногда бывают. Но современные технологии позволили создать массу запасных частот, на которые можно переключиться в случае помех.
А рецепты борьбы со стрессом у авиадиспетчеров очень простые: встречи с родственниками и друзьями, чтение книг (для души, а не на профессиональную тематику!) и, конечно же, сон.
Алина Волкова, газета «Голос Череповца»