13 октября 2019, 20:03

Как «красная нить» помогает пережить кризис среднего возраста

Сбалансированное питание, отказ от вредных привычек и двигательная активность — составляющие здорового образа жизни, что подтверждает городская программа «0 — 5 — 30». Однако специалисты утверждают, что эти компоненты не будут работать без базового условия — хорошего психоэмоционального состояния. А в нем время от времени случаются сбои, к которым относят и кризис среднего возраста. Но сбой ли это или естественный процесс? Что представляет собой этот кризис и как его распознать, «Голосу Череповца» рассказала психолог-консультант, бизнес-тренер, тренер по развитию способностей Динара Гурьянова, написавшая книгу по этой теме.

Кризис или переход?
С кризисом среднего возраста я столкнулась еще в раннем детстве. Моя мама с какой-то «тетей» по-житейски без парткомов разбирали некоего Геннадия, оставившего семью и двоих детей. Одна оправдывала его обуявшим кризисом среднего возраста. А вторая доказывала, что он безответственный эгоист. До сих пор в обществе нет единого мнения по вопросу кризиса среднего возраста. В народной интернет-энциклопедии «Википедия» это понятие толкуется так: «долговременное эмоциональное состояние (депрессия), связанное с переоценкой своего опыта в среднем возрасте, когда многие из возможностей, о которых человек мечтал в детстве и юности, уже безвозвратно упущены (или кажутся упущенными), а наступление собственной старости и смерти оценивается как событие с вполне реальным сроком (а не «когда-нибудь в будущем»)». При этом сказано, что кризисный синдром наступает не вдруг: специалисты считают его вялотекущим с экстремализацией в возрасте 30 — 50 лет. Интересно, что эта активная фаза названа тотальной смысловой девальвацией.


— Современная точка зрения ставит кризис среднего возраста в ряд кризисов других возрастов, — поясняет Динара Гурьянова. — При внешнем благополучии (есть машина, квартира, супруг, дети учатся) человек может испытывать внутренний дискомфорт и метания. Это кризис идентичности — стремление понять «кто я». Это не какое-то событие, случившееся вдруг, как это зачастую рассматривали раньше. Многие до сих пор связывают его с миром богемы, дескать, он бывает у людей творческих, а «нас, простых смертных, это не касается».

По словам психолога, кризис среднего возраста специалисты называют кризисом середины жизни. А если учитывать, что первая половина состояла из этапа несамостоятельного детства, то впереди у 40 — 45-летнего человека большая часть его самостоятельной взрослой жизни. «И вот этот переход с одной ступени развития на другую происходит у всех, но не у каждого имеет место кризисный сценарий», — говорит Динара.

Как проявляется?

Протекание кризиса у каждого связано с индивидуальными особенностями. Один может в религию удариться, другой разрушить семью и создать новую, третий начинает рисовать, петь, играть на инструментах. По наблюдениям психолога, у кого-то он протекает плавно, «растягиваясь во времени», а на кого-то обрушивается внезапно. Но в таком случае зачастую это связано с трагическими событиями в жизни, такими как смерть или тяжелая болезнь родителей, или, например, с уходом детей из семьи («синдром опустевшего гнезда» у женщин).

Некими симптомами кризиса могут быть депрессии, панические атаки, скачки давления, учащенное сердцебиение. А также тревожность, жалость к себе, чувство опустошенности, ощущение загнанности, ловушки карьеры или брака. Кроме этого могут появиться и изменения физического состояния: увеличение массы тела, уменьшение выносливости, бессилие. Наряду с упадком физических и моральных сил бывают и витальные подъемы (витальность — поведение, характеризующееся энтузиазмом, энергией, выносливостью).

А проявляться кризис может в отказе от достигнутого, несмотря на положительную оценку окружающими, в потере интереса к ранее значимым сторонам жизни, смене круга референтных лиц (более весомым может стать мнение случайных людей), изменении ценностей, эксцентричном, нехарактерном поведении.

Что делать?

Динара Гурьянова предлагает упражнения, предназначенные для того, чтобы, как она говорит, найти дорожку к истинному себе.

1. «Замысел Творца».
Расположитесь удобно, исключите помехи, представьте себя Великим Создателем. Оглядите с высоты Землю, найдите глазами конкретный населенный пункт и себя среди других людей. Понаблюдайте за собой в разных ситуациях: на работе, дома, на отдыхе, с друзьями, с детьми, с другими родственниками. Запишите ответы на следующие вопросы:
Чем вы отличаетесь, выделяетесь среди других (внешность, поведение, поступки), глядя с позиции Творца? Какие роли вы чаще всего выполняете в обществе?
Какую пользу вы приносите? Каков ваш вклад в развитие общества и окружающей среды?
Каковы ваши самые главные таланты, способности, качества личности? Что вы умеете делать лучше всего?
Каково мнение Создателя о том, для чего вас наделили именно таким набором характеристик? Для решения каких задач в общей «задумке» мира вас предназначили?
Что вы уже сделали, а чего еще не сделали, чтобы замысел Творца в отношении вас полностью реализовался?
Запишите ключевые слова, которые наиболее ярко отражают увиденную картинку. Не стремитесь к точным формулировкам, пишите подряд все, что приходит на ум. Анализ будет потом.

2. «Красная нить».
Сядьте поудобней, исключите помехи. Медитируя, вспоминайте детство — найдите в нем занятие, которое приносило необыкновенную радость. Приятная встреча, сюрприз, интересное представление не подходят. Нужна ситуация, в которой вы были активны, инициативны, реализовывали какие-то способности. При этом ощущение радости было ярким, захватывающим. Двигайтесь дальше во времени — начальная школа, старшие классы, дальнейшая учеба; вспоминайте все возможные случаи из жизни, похожие по ощущениям на первый.
Отмечайте: были ли рядом другие люди? Как они себя вели? Важна ли для вас была их реакция?
Сосредоточьтесь на деталях и определите, какой ключевой момент был связан с чувством радости и счастья? Найдите подходящее слово, наиболее точно отражающее то главное, что было во всех ситуациях, что проходило через вашу жизнь «красной нитью». Эти яркие моменты, скорее всего, были связаны с проявлениями вашей истинной сущности, с самым главным смыслом жизни, с призванием или предназначением.

3. «Формулировка призвания».
Считается, что предназначение не зависит от наших желаний, знаний, опыта и событий прожитой жизни, а дается нам при рождении. Если оно не было осознано ранее, то середина жизни — самое правильное для этого время.
Попробуйте определить свое предназначение одной фразой по схеме:
Я живу (существую; рожден; создан; предназначен; мое призвание — выберите свой вариант), чтобы ______(глагол), ______(деепричастие)______ (дополнение).
Пишите только свои ощущения, не учитывая чьего-либо мнения.
Важно! Возможность реализации призвания не должна зависеть от других людей. Оно должно быть понято и сформулировано таким образом, чтобы даже на необитаемом острове у вас сохранялась возможность его реализовывать.

Инна Анохина, газета «Голос Череповца»