12 октября 2019, 10:07

Выставка ювелирных изделий открылась в Вологодском музее-заповеднике

Художники-ювелиры Вологодчины представили свои работы в музее-заповеднике. В нескольких залах художественного отдела разместилась выставка, посвященная классическому ювелирному искусству. Детали интерьера, украшения, декоративные панно и арт-объекты из меди.

Витиеватые переходы, широкая цветовая гамма — изумрудный, бордовый, желтый и мягкий бирюзовый. Вся яркость и красота расцветающих даров природы воплощена в этих изделиях. Финифть или технология эмалей — утраченный на Вологодчине промысел. Его возрождением активно начали заниматься местные мастера только с 1970-х годов. Коллектив Вологодского завода опытных и художественных изделий, состоящий из Валерия Попова,  Сергея Рычкова, Ирины и Николая Ганичевых, Елены Данкевич, начинал с номерков на квартиру и вставок для календарей. Сейчас художник Сергей Рычков продолжает заниматься перегородчатой эмалью.

Сергей Рычков,  член Союза художников России: «Техника очень сложная, трудоемкая, все делается на пайке, обычно делают перегородчатые эмали сейчас на клей, а потом эмалью покрывают. Я паяю, потому что украшения должны быть носибельные, т.е. не должны ломаться, быть крепкие, прочные».

Художник совершенствует технику, стараясь приблизить ее к нашему времени. Для этого он обходит ажуры, завитки, которые были естественными в советское время, и стремится к минимализму, упрощает, как говорит сам мастер, до грани китча. Вдохновляется автор прогулками по старым местам. Те же мотивы — цветочные и растительные — присутствуют у Елены Копейкиной, начинавшей работать в технике скани.

Елена Копейкина, художник декоративно-прикладного искусства, член Союза художников России: «Вообще больше интересна была для меня витражная эмаль, это серьги на верхней полке, я всегда о них говорю, потому что это не заказные вещи и которые делались от души – техника очень сложная и ювелиры пробуют ее делать и у каждого автора есть в этой технике работа».

Экспозиция «Художники-ювелиры Вологодчины» расположилась в нескольких залах художественного отдела музея-заповедника. В первом представлено более 60-ти изделий из фондов, начиная с 1980-х, и частных коллекций, во втором – экспериментальные работы современных художников: панно с вкраплениями настоящих кристаллов, абстракция в виде арт-объектов.

Александр Романов, художник-живописец: «Искусство ювелиров – для избранных, материалы очень дорогие и работа трудоемкая, поэтому она всегда ценилась и с точки зрения эстетики и с точки зрения дене".
Елена Лубенцова, заведующая художественным отделом Вологодского музея-заповедника: «Мы когда работали над этим выставочным проектом, перед собой ставили несколько задач: первая – напомнить вологжанам о заводе ВОХИЗ, о замечательных талантливых художниках-ювелирах 30:46 30:52 вторая задача – показать молодому поколению, что ювелирное искусство существует и в настоящее время».

Работы 23-х мастеров, возрождающих традиционный промысел — усольскую эмаль — можно увидеть в Вологодском кремле до 2 февраля.