35media.ru

Банки придумали способ борьбы с мошенниками

Новый вид борьбы с мошенниками предложили банки. Об этом сегодня сообщает газета «Коммерсант». Согласно инициативе, кредитным учреждениям хотят разрешить блокировать банковскую карту получателя при подозрительных транзакциях до того момента, пока ее не подтвердит сам отправитель.

На данный момент перевод денег может быть остановлен только в момент списания средств со счета. Даже если лишившийся денег клиент быстро среагирует и сообщит в банк о хищении, то юридических оснований для возврата средств уже нет», — пояснили специалситы.

Центробанк рекомендовал микрофинансовым организациям при оформлении онлайн-кредита запрашивать у клиентов сканированную копию паспорта. Ее должен заверить нотариус или сам заемщик при помощи собственной подписи. По мнению регулятора, МФО следует запрашивать фотографию или видеозапись, на которых потенциальный заемщик изображен вместе с паспортом. Компаниям следует проверять действительность полученных от клиента данных с помощью онлайн-сервисов на официальном сайте Главного управления по вопросам миграции МВД и сверять информацию из бюро кредитных историй.

Большинство участников микрофинансового рынка давно используют описанные Центробанком методики, говорит представитель сервиса альтернативного кредитования Twino Кирилл Краснюк. При этом, по его словам, попыток мошенничества с чужими паспортными данными становится меньше: «Уже сейчас клиент предоставляет селфи со своим паспортом или присылает заверенный скан своего документа для того, чтобы получить заем. Без этого деньги переводиться не будут. Сейчас обязательное условие для получения займа состоит в том, чтобы данные паспорта совпадали с данными на банковской карте клиента. То есть, если есть какие-то расхождения, заем получить невозможно. По последним данным, это касается сектора онлайн-кредитования. Если в 2017 году в среднем около 5% заявок признавались потенциально мошенническими и автоматически отклонялись системой, то по итогам 2018 года мы видим, что количество составляет около 4%».

Попытка Центробанка обезопасить МФО от мошенников может привести к тому, что под ударом окажутся данные добросовестных заемщиков. Так считает независимый эксперт в области информационной безопасности Владимир Ожерельев: «Получается немного замкнутый круг, потому что, с одной стороны, сейчас все микрофинансовые организации, банки декларируют, что у них все соответствует закону “О персональных данных”, что у них все защищено. Но при этом соответствие деятельности организации этому документу не означает, что их базу данных кто-то может взломать и потом незаконно этим воспользоваться.

Тут сложно предугадать, что будет безопаснее для заемщиков: не подавать заявки без видео и фото или же создавать вот такие базы, где на каждого заемщика будет храниться информация. База существует, продается, и это ни для кого не секрет».

Согласно новому предложению, карта получателя может быть заблокирована на два дня, а если отправитель обратится в полицию, то срок блокировки увеличится до 30 рабочих дней. Напомним, ранее «Роскачество» составило список самых распространенных признаков телефонного мошенничества.