35media.ru

Автолавка не оставят голодными жителей самых отдаленных деревень Череповецкого района

С протяжным гудком «газелька» въезжает в деревню. Отдергиваются занавески на окнах, хлопают двери, открываются калитки — дачники и деревенские жители спешат к автолавке. Закупаются основательно: несколько «столбушек» молока, пачка пельменей, творог, семь, а то и десять стаканчиков вафельного мороженого — побаловать себя и внуков, — печенье, квас, сладости. И все это в одни руки. Только в Череповецком районе насчитывается 243 деревни, в которых нет магазинов. Ситуацию спасает выездная торговля. Журналист познакомился с предпринимателем, который обеспечивает продуктами питания жителей всех деревушек в районе Мяксы, и отправился в одну из них вслед за автолавкой.

Чем помогут?

В отдаленных деревнях Вологодчины, в которых отсутствует стационарная торговля, проживает около 40 тысяч человек. На территории Череповецкого района таких населенных пунктов насчитывается 243. Выездной торговлей занимаются около 20 предпринимателей. Получают ли они финансовую помощь на организацию бизнеса, который по сути является социальным? Оказалось — да. С 2017 года правительство Вологодской области ежегодно выделяет 10 млн рублей на поддержку выездной торговли на селе. Средства направляются предпринимателям для частичного возмещения затрат на горюче-смазочные материалы (ГСМ).

«В прошлом году заявки на получение субсидии подали 9 предпринимателей, в этом году — 12, — рассказывает инспектор отдела стратегического планирования администрации Череповецкого района Наталия Ширунова. — Претенденты должны собрать пакет документов, подтвердить отсутствие у них налоговой задолженности. Затем заявки рассматривает комиссия, которая и принимает решение о предоставлении субсидии. Суммы не очень большие. В текущем году на эти цели выделено 460 тысяч рублей.
Совсем недавно, в июле, глава региона Олег Кувшинников сообщил о продлении государственной поддержки мобильной торговли в части компенсации затрат на ГСМ».

Холодильник в кузове

Предприниматель Сергей Головин выездной торговлей в Череповецком районе занимается много лет. У него есть магазин в селе Мякса, продукты в который он закупает в городе. А уже потом из магазина перегружает их в «газели», и они отправляются по деревням и дачным кооперативам в округе.

«У нас три автомобиля, оснащенных стеллажами и холодильными камерами, — рассказывает Сергей Головин. — На ночь через провод запитываем холодильники, в которые кладем заморозку, полуфабрикаты, мороженое. Мы обслуживаем 80 деревень на территории бывшего Мяксинского района. Выездная торговля летом идет шесть дней в неделю, выходной — понедельник. По графику автолавка бывает в каждой деревне два раза в неделю».

Наценка по сравнению с городскими ценами составляет в среднем 20 — 25 %, на товары первой необходимости — 10 — 15 %.

«Некоторые покупатели жалуются, мол, в супермаркете товар по акции можно дешевле купить или на базу съездить, — продолжает Сергей Головин. — Но мы тоже должны как-то окупать транспортные расходы. Все продукты, которые есть в наших автолавках, в деревнях продаются по той же цене, что и в нашем магазине в Мяксе».

На следующее утро наша редакционная машина паркуется возле магазина в Мяксе. «Газели» уже готовы к отправке. Выясняем путевой лист одной из них.

«Сегодня мы движемся в сторону Череповца: Бурцево, Доронино (3 остановки), потом Ваньгино, Верба (это дачный поселок), дачи второй линии, Лапач, Баскаково, Юрьевец, Циково, Кабачино и потом две дачи в Конечном, — бойко перечисляет деревни продавец Екатерина Белолапова и, видя наше удивление, улыбается: — Это не длинный маршрут, тут просто деревенька за деревенькой идут, без перекатов. Самый дальний выезд — в сторону Батрана и Карпово. Туда-обратно получается 100 километров».

— Что в основном берут?

«Молоко, хлеб, колбасу, пельмени, мороженое обязательно, кондитерские изделия, — отвечает Екатерина. — Летом, когда дачников много, торговля бойко идет. Бывает, товар заканчивается, а нас еще в нескольких деревнях ждут. Звоним Николаевичу (Головину — прим. автора): «Хлеб закончился». Он на своей машине подвозит».

При формировании ассортимента учитывается не только время года — зимой количество рейсов сокращается вдвое, — но и погода.

«Как похолодает, у людей аппетит сильней становится, значит, колбаса, мясо хорошо пойдут, — улыбается продавец. — Жара на улице — берем больше кваса, лимонада, мороженого. Хотя мороженое летом всегда хорошо берут, у многих ведь внуки гостят».

От пельменей до газет

Вслед за автолавкой едем в деревню Бурцево. Машину с продуктами здесь уже ждут. «Газель» паркуется на своем привычном месте — под раскидистой березой возле забора. Водитель распахивает двери, выставляет палочки под навес — при нынешнем дождливом лете он очень нужен. Продавец достает калькулятор, весы и онлайн-кассу. Да-да, покупатели глухих деревень также могут рассчитываться по карточке. К автолавке уже спешат люди. Деревня небольшая, но возле «газели» вмиг образовалась очередь из 12 человек — двое мужчин, восемь женщин и двое ребятишек. Завязывается оживленная беседа.

«Здравствуйте! Хлеб свежий? Ягницкий? Мне две буханочки, пожалуйста, — достает кошелек первая в очереди дачница».
«Надо помидоров взять, свои когда еще вызреют, а я вечером салат хочу сделать, яиц с утра наварила», — говорит одна женщина другой.
«По чернику ходил кто? — интересуется другая у односельчан. — Есть? А грибы пошли?»
«Сегодня во Франции, передавали, жара 40 градусов», — с ноткой легкой зависти делится мировыми новостями пенсионер.
«Когда к нам-то лето придет? Вчера только печку топила. Девушка, дайте мне, пожалуйста, две коробки молока, пачку творога, решетку яиц и семь стаканчиков мороженого», — обсуждение новостей и прогноза погоды торговле никак не мешает.
«Доллар уже 62 рубля, совсем упал», — продолжает все тот же пенсионер.
«Рублик дайте, пожалуйста», — оборачивается к соседям по очереди одна из покупательниц.
«Часто в автолавке покупаете?» — интересуюсь у только что отоварившейся покупательницы.
«А как приезжает, так и ходим, — улыбнулась в ответ дачница, представившаяся Валентиной Михайловной. — Конечно, удобно, в город ведь не наездишься, а тут все необходимое можно купить. Яички и молоко, творог и сметану — все возят, и все у них неплохое, так что пишите положительный отзыв!»

Добавим, что в ассортименте товаров в автолавках Сергея Головина есть и пища для ума — каждую неделю по деревням развозят свежий выпуск «Голоса Череповца».

Марина Алексеева, газета «Голос Череповца»