Как череповчане добираются до островных дач без автобуса?

Разбитые дороги и аварийное состояние дамбы — эти две проблемы не теряют своей актуальности для жителей нескольких деревень Череповецкого района на протяжении десятка лет. Речь идет о довольно крупных населенных пунктах, расположенных на острове: Ульянове, Лихачеве, Поповском и Даргуне. Жители в очередной раз лишились автобусного сообщения с «материком». Перевозчик кивает на заключение комиссии, признавшей аварийным состояние дамбы, которая ведет на остров. Пассажиров высаживают перед ней, и они вынуждены шагать с поклажей несколько километров. В то же время по дамбе идет постоянный поток транспорта — от легковушек до лесовозов.

Асфальт закончился в Гоше

В Даргун «Голос Череповца» отправился после звонка в редакцию нашей читательницы Светланы Чекановой. Женщина рассказала, что она и многие другие дачники шагают более 6 км от автобусной остановки до деревни. «Кто у нас без машин? В основном старики с клюшками, вот они и идут пешком — дождь ли, ветер ли, — волнуясь, говорит Светлана Михайловна по телефону. — У нас и молодежи много, семей с маленькими детками, есть люди, которым нужно регулярно в город в больницу на процедуры ездить. Пешком-то ведь не находишься!»

Навигатор редакционной легковушки проложил маршрут до Даргуна: нам предстояло преодолеть около 70 км (дорога заняла час). До деревни Гоша покрытие было асфальтным, хотя вздремнуть в пути не дали неровности и ухабы. На некоторых участках грунтовки после Гоши стрелка спидометра нашей машины замирала на отметке 10 — 15 км/ч. И вот наконец дамба — ведущая на остров насыпная дорога. Перед ней автобус из Череповца и высаживает пассажиров. Ни остановки, ни навеса нет, только дорожный знак у обочины. Отсюда до Даргуна — около 6,5 км.

Осторожно въезжаем на дамбу. Есть на ней три моста, точнее будет сказать — мостовых перехода. На двух из них есть ограждения. В остальных местах по обочине, если ее можно таковой назвать, трава, редкие деревья да сваленный в кучи вырубленный кустарник. Минуем плотину и оказываемся на острове. Дорога по-прежнему оставляет желать лучшего. И это с учетом того, что стоит сухая погода. Проезжаем мимо деревень Ульяново, Лихачево, Поповское. Трясет так, что блокнот, в который набрасывали путевые заметки, убираем в бардачок. В одном месте под колесами зашуршал свеженький гравий, но этот отрезок пути скоро кончился. Таблички населенных пунктов на белом фоне, подразумевающем снижение скорости до 60 км/ч, в этих краях выглядят как излишняя мера предосторожности.

«Лесовозам можно?»

Наконец впереди показалась табличка «Даргун». Здороваемся с повстречавшейся жительницей, объясняем цель нашего визита. Пенсионерка живо кивает головой и говорит:

— Только придурки по этому мосту не ездят! Настояшшие. Так и напишите, — хлестко обозначила свою позицию женщина, попросив не указывать ее имени. — Видели, перед деревней у дороги бревна лежат? Очередной дом строить собираются. Груженым лесовозам, значит, по дамбе ездить можно, а автобусу нельзя? Второй год такая ерунда!

Наша собеседница вспоминает, что, когда они с дедом (ныне покойным) приехали в здешние места, в Лихачеве жили три человека, сейчас деревни очень разрослись.

— Я видела, как в Даргун шли бабушки, тащили рассаду помидоров в коробках и сумки с продуктами, — рассказывает пенсионерка. — Одна даже плакала от усталости. Ну разве это дело? Я говорила им: «Зайдите ко мне хоть чаю выпейте», да куда там, надо дальше идти, остановишься ведь, совсем сил не будет.

Интересуемся, откуда идет наша собеседница.

— Так к деду на свидание ходила, — улыбнулась она. — С кладбища иду, от моей деревни до него три километра. Ничего, дойду, нога только болит, перелом был, ну да ничего, как-нибудь. А вы езжайте в Даргун, может, кто из местных вам чего интересного расскажет.

Даргун стоит прямо на берегу Шексны. Места удивительной красоты. Да и сами деревни на острове оставили очень приятное впечатление: домики ухоженные, в огородах грядочки ровные, все утопает в зелени, яблоневом и черемуховом цвете. Возле одного дома замечаем хозяина. Мужчина отрекомендовался Леонидом Филатовичем. Дача в Даргуне у него уже три десятка лет.

— Дороги у нас плохие, это да, — сокрушается Леонид Солошенко. — В прошлом году после Ульянова такая трясина была — легковушки буквально плавали! Пожарная машина прошла и большую колею оставила, а там болотина кругом. Обращались в администрацию — подсыпали шлака, проехать можно. А так и зимой проблемы с дорогой есть, грейдер в наши края заглядывает очень редко… Вы не торопитесь? Могу рассказать, как дамба в наших краях появилась.

Такси на дачу

«Раньше в Ульянове было большое подсобное хозяйство треста «ЧМХС», и скот держали, и овощи выращивали, — вспоминает Леонид Филатович. — Думали дорогу на остров сделать, асфальт положить, нарисовали проект плотины, поехали с ним в Ярославль, но местная рыбинспекция его не согласовала. Говорят, надо проход для рыбы сделать. Река Судьбица там течет, которая потом соединяется с Большим Югом, и впадают они в Шексну. Так вот на этой Судьбице самое нерестилище рыбы. Потому и сделала рыбинспекция указание, чтобы три прохода оставить. Появились эти мостики, на одном из них сейчас перил вообще нет. В каком они ныне состоянии, никто не знает. Я недавно рыбачил на плотине — транспорт сплошным потоком идет, и легковушки, и грузовики, люди ведь активно строятся в наших краях, завозят стройматериалы».

Неподалеку от дома Леонида Солошенко — автобусная остановка. Именно здесь раньше высаживал пассажиров череповецкий автобус. Заходим под навес. С рекламными объявлениями о продаже земли и услугах бригады строителей соседствуют списки должников по членским взносам (в Даргуне свой дачный кооператив). Висит и позапрошлогоднее расписание автобусов Череповец — Даргун. Движемся дальше. Нам навстречу с ведром в руках еще одна дачница. Тамара Капитоновна в Даргун на лето приехала пару дней назад.

— Пришлось брать такси от города, — говорит Тамара Алипова. — Отдала 1 000 рублей. Конечно, дорого, а что делать? Дача в Даргуне у меня с 80-х годов. В советское время по воде сюда добирались. «Заря» три раза в день ходила. Рубль десять заплатил — и на даче. В Даргуне и причал свой был, а сейчас что…

С байдарки на «мотособаку»

Разворачиваем машину и движемся обратно. В Поповском догоняем женщину с рюкзаком на плечах. Услышав шум мотора, она оборачивается и поднимает руку, голосуя. Конечно, мы соглашаемся подвезти женщину до Череповца. В машине знакомимся и продолжаем автобусную тему.

— Мы купили здесь дом, когда я еще в девятом классе училась, — рассказывает Ольга Михайловна. — Сначала по реке ездили, на «мошке» (речное судно типа МО — прим. авт.), она медленно шла, красота кругом — дух захватывало! Потом теплоход «Заря» пустили. А когда водное сообщение в девяностые годы рухнуло, пустили автобус до Даргуна.От дома охотника до дачи нашей попутчицы 5,5 км.

— Рюкзак на плечи — и пошла, — улыбается Ольга Мануйлова. — Но то я, у меня туристский стаж 50 лет! И муж мой турист, от Памира до Таймыра прошел. Летом в безветренную погоду он меня у дома охотника на байдарке встречает, зимой — на «мотособаке» у Гоши. Как-то выкручиваемся из положения. Но когда видишь, как бабулечки несколько километров идут с сумками, тележками, — хоть плачь. Понятно, что перевозчик не хочет брать на себя ответственность. Нужно привести мосты и дороги в нормальное состояние! А то получается, что у нас тут богом забытый край… А ведь места здесь красивые, богатые лесными дарами, зверем, рыбой. Когда-то в этих краях были залежи болотных руд, в Даргуне работал железоделательный завод, позже — железорезательный. Вместе с Череповцом, Устюжной, Белозерском мы входили в территории железного поля. Железо здесь активно добывали до 70-х годов XIX века… Я много лет занимаюсь не только туризмом, но и краеведением. И знаю, что у этих мест богатейшая история. Жаль, что сейчас, в ХХI веке, ситуация обстоит столь плачевно.

Опасные обрывы

Вернувшись в редакцию, начинаем обзванивать инстанции, чтобы понять, что побудило перевозчика отменить рейс до Даргуна.

— В прошлом году дамбу обследовала специальная комиссия, в состав которой входили представители «Дортехнадзора», районной администрации и мы, — пояснил представитель компании-перевозчика Сергей Долбилов. — Там не то что мосты, все сооружение дамбы в аварийном состоянии. Я бы вообще запретил там ездить и личному транспорту.

Перевозчик указывает на две проблемные точки — ширину проезда и состояние обочины:

— Ширина дамбы такова, что наш пазик не сможет разъехаться даже с легковой машиной. Понятно, что при одновременном проезде кому-то из водителей придется принять вправо. На двух из трех мостов хотя бы есть отбойники, на всем остальном участке дамбы — никаких ограждений. С обочины — полутораметровый обрыв в воду. Грунт подмывается водой снизу. Где заканчивается обочина, водитель не может четко определить. Провалится одним колесом — считай, все, автобус или машина упадет в воду. Это чревато реальными жертвами. Лучше пусть люди ходят пешком, чем не ходят вообще. Пока дамбу не приведут в порядок, не поставят отбойники, общественный транспорт туда ходить не будет.

Позиция перевозчика понятна. Помимо безопасности впору упомянуть и про ответственность, в том числе финансовую, в случае возникновения ЧП на дороге. Пассажиры общественного транспорта застрахованы, в отличие от тех, кто едет на личных автомобилях. Получается, что все островитяне ежедневно рискуют жизнью, преодолевая на своих легковушках аварийную дамбу? Какое мнение на этот счет у районных властей?

Как нам пояснили в администрации Череповецкого района, собственно дамба (участок от дома охотника до деревни Ульяново) находится в ведении областного департамента дорожного хозяйства и транспорта.

— Мы знаем о проблеме с отсутствием транспортного сообщения и обеспокоены сложившейся ситуацией, — говорит глава Череповецкого района Надежда Малкова. — Однако на этом участке дороги общественному транспорту действительно ездить небезопасно. По нашей информации, ремонт дамбы не планируется, в этом году — точно.

Ремонт всей дамбы обойдется в миллионы рублей. Пока в областной казне не удается изыскать такую сумму. Автомобилисты ездят на остров на свой страх и риск. Но ведь и другого пути в Даргун или Лихачево нет (водный не в счет). Очень бы хотелось, чтобы дамба все же была приведена в порядок, заблаговременно, а не после аварии, которая на опасной дороге может произойти в любой момент.

Марина Алексеева, газета «Голос Череповца»