35media.ru

Американка рассказала о русском бале и коллекции исторических платьев

Исторические танцы — нечто гораздо большее, чем разучивание движений, популярных в былые века. С поклонниками сего направления мы поговорили и о духовной составляющей, и о материальной. Оказалось, увлечение доступно людям с обычным достатком.

Другой мир

Недавно во Дворце культуры «Строитель» прошел Светский молодежный бал в историческом стиле. Большая часть участников занимается в студии исторического танца «Ноктюрн», где не только изучают танцы и этикет различных эпох, но также шьют соответствующую одежду и выступают на различных мероприятиях.

На балу Арина Кириш была не в историческом костюме. Фото: Дарья Левашова

Арина Кириш преподает биологические науки в Череповецком технологическом колледже и уже пять лет занимается в «Ноктюрне», а теперь и сама обучает учеников студии танцам.

— Это другой мир – другие эпохи, другая одежда, другой этикет, все совсем не так, как в повседневной жизни. Мы «отталкиваемся» от современного мира с компьютерами, телефонами и телевизорами и попадаем в мир, где красивая музыка, красивые девушки, соблюдающие этикет. Девушки, начавшие заниматься у нас, становятся более женственными, каждая начинает понимать, что может, например, попросить кавалера подержать перчатки или налить воды, а кавалеры всегда открывают двери перед дамами.

Елизавета Барцева – педагог в Череповецкой районной школе искусств (Тоншалово). Как и многие в «Ноктюрне», она сама шьет себе наряды. У нас, конечно, возник не совсем скромный, но неизбежный вопрос о стоимости платьев.

— Юбка сделана из обычной шторы, это 200 рублей, а остальная ткань – вискоза, рублей 500 — 600. Хотя, конечно, бывают и другие варианты. Кто-то принципиально ищет «исторические» ткани, даже натуральный жемчуг, стремится создать наряд, максимально близкий к историческому оригиналу. Так что верхнего предела у стоимости нет, но в целом очень достойный вариант можно создать и за небольшую сумму.

На это платье (образ навеян нарядом главной героини фильма «Титаник») у Елизаветы Барцевой ушло всего два дня, правда, ей помогала мама. Фото: Дарья Левашова

Елизавета рассказывает, что занятия неизменно повышают ей настроение (в первую очередь благодаря общению с остальными участниками студии), а на вопрос о том, что изменилось в ее жизни после того, как она стала заниматься историческими танцами, отвечает просто:

— Я стала счастливее. Приятные хлопоты.

 Сергей Фокичев, юрист компании «Северсталь», рассказывает, что десять лет назад увидел выступление «Ноктюрна» в музее и загорелся идеей научиться так же танцевать.

 — У других участников истории разные, но зачастую молодежь вливается в наш коллектив или во время подготовки к балу, или сразу после него. У меня до этого не было танцевальной подготовки. Более того, я с уверенностью могу сказать, что у большинства участников, в том числе коллективов из других регионов, ее нет. Как правило, для всех это хобби.

— Много ли времени это все отнимает?

— Я бы сказал, что значительную часть свободного времени. Но это приятные хлопоты, поскольку занимаешься любимым делом.

— А что насчет костюмов? Их тяжело достать?

— Многое зависит от мероприятия, в котором мы участвуем, и уровня вовлеченности участников. Если мы проводим молодежный бал, то дресс-код будет менее жестким, можно найти что-то в магазине или взять напрокат. Однако если нам предстоит участие в тематическом мероприятии по какой-то определенной эпохе, необходимо найти подходящие выкройки, пошить старинный наряд самостоятельно или обратиться за помощью к тем, кто умеет это делать. В магазине такой наряд не купить.

Рассказывая о «Ноктюрне», Сергей отмечает:

— Мы занимаемся не только разучиванием танцев «для себя». Мы стараемся дать возможность проявить свои знания на практике — участвуем в городских молодежных и волонтерских мероприятиях, работаем с детьми и старшим поколением, вовлекая их в культуру старинных бальных танцев и этикета. Также мы любим ездить в гости на мероприятия других коллективов в другие города и регионы.

Это не только приятно, но и полезно, поскольку мы встречаемся со старыми друзьями и заводим новые знакомства, изучаем организацию мероприятия, открываем для себя новые танцы, параллельно думая, что же из лучших практик других городов можно применять у себя. Наши занятия проводятся бесплатно, в молодежном центре, к нам может прийти любой желающий в возрасте от 14 лет. Правда, за годы работы студии 14-летних подростков у нас не было; обычно интерес появляется годам к 15 — 16, то есть в девятом классе. Самое главное, чему учат наши танцы, - умение общаться, в том числе с противоположным полом, держать себя на публике. Это прививает вкус к искусству: красивой музыке, книгам, старым кинофильмам.

От 3 дней до 11 месяцев. Одной из гостей череповецкого бала была вологжанка Татьяна Деркач. По образованию она юрист, работает вместе с супругом в сфере торговли. А еще создает просто потрясающие исторические костюмы.

— В этом году исполнится десять лет с тех пор, как я начала заниматься танцами. Изначально я пришла к этому через увлечение фехтованием — пригласили друзья-фехтовальщики. У меня гибкий рабочий график, я все свободное время уделяю увлечению. Часть дня (причем значительная) — это шитье, еще примерно столько же - организация мероприятий, ведение групп в соцсетях и переписки по нашим студийным мероприятиям. И по вечерам - разбор танцев и посещение танцевальных занятий. Можно сказать, что в целом это основная моя занятость в течение дня.

В основном Татьяна шьет женские костюмы, но говорит, что ей был бы очень интересен опыт пошива мужских исторических комплектов, только пока делать это не доводилось.

— Исключение — пошив реконструкционных костюмов XIV века моему мужу, который увлекается историческим фехтованием. А касательно женских нарядов – у меня в «копилке» пошив новгородского платья XIV века, фландрийского комплекта рубежа XIV — XV веков, елизаветинского платья 1590-х годов, платья эпохи рококо 1770-х, нескольких ампирных платьев, несколько платьев эпохи кринолинов, два платья эпохи модерн (1890 — 1914 годы). Как правило, пошив платья включает в себя изготовление не только «видимой» части — корсажа и юбки, но и нижнего белья.
— Это нижняя рубашка, панталоны, нижний корсет, нижние юбки (зачастую их не одна), кринолин (или панье — XVIII век, фартингейл — XVI век). Если шить весь комплект с нуля, это займет минимум полтора-два месяца плотной ежедневной работы. Самый «долгий» мой костюм (для мужа) занял одиннадцать месяцев. Мое самое «долгое» платье заняло три месяца (на швейной машинке). А быстрее всего я шила ампирное платье – за три дня, но это притом, что все нижнее белье уже было готово ранее.

— Вы где-то учились шитью до того, как начали шить исторические костюмы?

— У меня был только стандартный школьный курс с уроков труда.

— То есть, так сказать, сразу на поле боя?

— Пришлось, — улыбается Татьяна, — когда стало понятно, что в покупном совсем некрасиво, а заказывать дорого.

— Вы шьете только для себя или и на продажу тоже?

— Я помогаю в пошиве участницам нашей студии (студия исторического театра «Эмоция» — прим. авт.). На заказ как таковой я не шью. В Вологде за оправданную цену никто платье не закажет — слишком дорого, а иногородним девушкам невозможно будет точно снять мерки. Поэтому я поступаю следующим образом. Я все время что-то шью, надеваю один-три раза костюм на мероприятия и продаю через определенные группы в другие города. Пусть это приносит чуть меньше дохода, чем просто новое платье на заказ, зато не возникает никаких сопутствующих проблем. А человек покупает то, что видит и о чем у него есть полная информация. Я и тут вспомнила о материальной стороне дела и задала уже традиционный вопрос о расходах на наряды.

— Мои костюмы требуют существенных затрат. Если ваших читателей заинтересует бальное движение и они пожелают также носить и шить всегда разное, не повторяя образ часто, это будет очень дорого, даже если они будут шить себе сами, покупая только материалы. Еще и по этой причине я все время продаю костюмы — чтобы освобождались денежные средства для пошива новых. Но если у людей будет желание выглядеть хорошо в качественно пошитой «историчке», им достаточно со временем сшить или заказать по одному платью на все часто встречающиеся периоды (ампир, бидермайер, кринолин, турнюр, модерн). Даже если шить по платью в год, со временем соберется коллекция, и будут открыты двери практически на все балы. Можно за вполне бюджетные средства выглядеть очень хорошо на мероприятиях. Главное — сразу поставить себе задачу и обзавестись историческим костюмом. Все не так дорого и тяжело, если не делать этого на каждое мероприятие.

Гостья из Америки

На балу были также гости из Ростова Великого, а еще представительница США. Мишель Генри уже шесть лет живет в Вологде и преподает английский язык в Вологодском государственном университете. Мы общались на смеси русского и английского.

Мишель Генри преподает английский язык в Вологодском государственном университете.​​​​​​ Фото: Дарья Левашова

— Я начала заниматься историческими танцами еще в Америке, там это были танцы XIV — XVI веков. А в Вологде мои студенты пригласили меня в танцевальную студию, сейчас мы танцуем танцы XVI — XVII веков.

— Костюмы вы шьете сами?

— Некоторые – сама, но это трудно, – Мишель смеется. – Мне помогает одна вологодская леди, она очень талантлива.

Платье, которое на мне сейчас, мы сделали, я думаю, за полторы недели, каждый день работая по много часов.

— Сколько всего у вас исторических платьев?

— В Америке – много, а здесь, кажется, шесть, — вновь приятный задорный смех. — Но мне нужны новые для танцев разных исторических эпох.

Молодежный бал – не только для тех, кто молод по паспорту, но и для тех, кто молод душой. Среди гостей были участницы танцевально-оздоровительной группы при клубе «Ветеран» ПАО «Северсталь». С руководителем группы Татьяной Кузнецовой мы поговорили о насущной пользе бальных танцев. «Я бы сказала, что бальные танцы рекомендованы всем, от ноля лет. Они развивают и улучшают фигуру, положительно воздействуют на позвоночник, еще – могу сказать как медик – идет оздоровление желудочно- кишечного тракта и опорно-двигательного аппарата. У людей формируется красивая осанка, развивается координация движений – умение управлять собственным телом».

Елена Бжания, газета «Голос Череповца»