Школьный предмет, способствующий умению логически мыслить и анализировать, одни считают «царицей наук», другие — «сухарем».
В этом году Череповец впервые стал участником Всероссийского математического флешмоба MathCat, который проводился в России уже в пятый раз. Чтобы написать необычную контрольную по математике, в субботний день, 24 ноября, в главное здание ЧГУ пришло более 200 человек. Школьный предмет, способствующий умению логически мыслить и анализировать, одни считают «царицей наук», другие — «сухарем». Причем последних в разы больше. Математический образовательно-развлекательный проект придуман организаторами как раз для того, чтобы показать, что математика — это интересно. «Голос Череповца» попытался выяснить, почему же обучение математике вызывает такие трудности у школьников и правда ли, что способных освоить этот предмет стало меньше.
Правила учить!
«Трудности в изучении и освоении математики были во все времена, — говорит заместитель директора, учитель математики МБОУ «Центр образования № 12» Ирина Буйлова. — Я не могу сказать, что это проблема только сегодняшнего дня. Во-первых, не все дети учат материал, обязательный для запоминания. В начальной школе не выучили таблицу сложения, а затем таблицу умножения — и в пятом классе мы сталкиваемся с тем, что, услышав: «9 + 4», ученик начитает мучительно подсчитывать, чуть не на пальцах, хотя эта элементарная вычислительная операция должна производиться уже автоматически. Сложности с вычислением «7×8» или «9×6» — очень распространенная проблема. И все из-за того, что еще в начальной школе не выучены таблицы сложения и умножения».
Говоря о средней школе, Ирина Юрьевна отмечает, что главное — учить правила, которых множество. Поэтому и осваивать их нужно постепенно: разом все не охватить. Но только лишь зазубрить правило мало — для успешного освоения материала это правило нужно многократно применить, попросту говоря, решать примеры. Столько решать, чтобы довести навык применения выученного правила до автоматизма.
«Во-вторых, не будем забывать, что кроме математики школьники изучают много других предметов, — улыбается опытный учитель. — И при этом математика далеко не у всех в приоритете. Больший интерес дети проявляют к тем предметам, которые им понятны и которые, что там скрывать, легче. Или тем, которые пригодятся для поступления в учебное заведение».
Третью причину, осложняющую процесс обучения точной науке, математик видит в неиссякаемом потоке неучебной информации, которую наши дети с жадностью впитывают:
«Им же надо столько еще освоить, узнать и понять кроме уроков! А при этом объем памяти небольшой. У детей пятых — девятых классов произвольное внимание развито недостаточно. Цели и установки четко не сформированы. У большинства тех, кто пришел в 10-й и 11-й класс, есть, как правило, цель. И тут они начинают брать себя в руки, концентрируясь на подготовке к экзаменам».
Умных меньше не стало
Ирина Буйлова не согласна с тем, что раньше дети были умнее, чем сейчас. Рассказывая о своем выпускном экзамене в 80-м году, она вспоминает, что не больше половины могли справиться со всеми заданиями экзаменационной работы. Но тогда был спасительный вариант — те, кто выполнил свое задание, помогали товарищу, разрешая его математическую беду.
«А сейчас на выпускном экзамене ученик остается один на один с КИМ (контрольно-измерительные материалы — прим. авт.), — говорит Ирина Юрьевна. — Дети подвергаются стрессу. Мы чему сейчас их учим? Работать с информацией. Эту работу учащиеся делают прекрасно: ГДЗ (готовые домашние задания), Интернет — источники для нахождения информации. А на экзамене они поставлены в рамки, когда у них нет возможности сделать то, что они умеют делать хорошо, — искать информацию. Им просто негде ее искать — только в своей голове. Ведь ученик остается без ГДЗ, Интернета, помощи друга, подсказки учителя».
Чем страшно ГДЗ?
Пообщавшись с учениками школ разных классов и возрастов, я поняла, что для них ГДЗ — это эльдорадо ученической халявы. Ничего не надо делать — просто списать!
«У нас в свое время не было готовых решений, и нам приходилось самим думать, искать ответ, — говорит Ирина Юрьевна. — Сейчас учащиеся тоже ищут, но готовую информацию, банальное списывание которой никак не помогает освоению математики, а напротив, мешает. Как мешает и калькулятор. Несформированные вычислительные навыки — это большая проблема».
С нею согласна и педагог с 50-летним стажем, заслуженный учитель РФ, учитель математики школы № 25 Татьяна Шульгина:
"ГДЗ и калькулятор вредят учебе. Мой бывший ученик сказал: «Своим детям я не буду покупать готовые домашние задания».
Татьяна Геннадьевна соглашается с тем, что важно учить правила, применять их, постоянно решать примеры. Но кроме того, большую роль в успешном освоении не только математики, но и других предметов она отводит семье:
"Все идет из семьи. Хотелось бы, чтобы родители знали, что заботит ребенка, где ему трудно, и помогали справиться с трудностями. Например, в начальной школе нужно помочь научиться читать, выучить таблицу умножения, но все это в игровой форме. В младших классах важно участвовать в выполнении домашнего задания. На родительских собраниях меня часто спрашивали: «Можно ли объяснить ребенку решение задачи своим способом?» Я только приветствовала это. Содружество, взаимопомощь, дружелюбная обстановка — и ученик не боится двигаться дальше. Он знает, что ему помогут. Многое зависит от настроя родителей. Мне импонируют родители, которые понимают важность предмета и идут на помощь своему ребенку в его освоении.
Инна Анохина, газета «Голос Череповца»