Банки требуют обоснования переводов
От граждан, получающих на пластиковые карты переводы от других граждан, банки стали требовать обоснование этих операций. Причем речь идет о небольших суммах — в пределах тысячи рублей. В Центробанке поясняют, что такая практика незаконна.
Россиянам стали поступать звонки от сотрудников служб безопасности банков с требованием предоставить различные документы по операциям на суммы в пределах одной тысячи рублей, пишут «Известия». Как правило, речь идет о перечислениях средств между гражданами.
От клиентов банков требуют письменное обоснование экономического смысла перевода средств, документы, подтверждающие происхождение денежных средств (расширенную выписку со вклада), письменное пояснение целей расходования денежных средств с карты.
В отдельных случаях требуют даже предоставить фотографию карты, с которой была переведена злополучная тысяча рублей. Эксперты поясняют, что банки таким образом пытаются пресечь различные нелегальные схемы: такие операции в последнее время стали чаще использоваться мелкими предпринимателями для ухода от налогов.
В пресс-службе Центробанка при этом уточняют, что в рамках противодействия мошенничеству банк обязан приостановить операцию и связаться с клиентом, только если сочтет, что трансакция содержит признаки, указывающие на вероятность ее совершения без согласия владельца средств.
Таким признаком может быть, в частности, несоответствие суммы и периодичности переводов типовому платежному поведению клиента. Но в этом случае кредитная организация не должна выяснять происхождение средств или назначение платежа. Все, что ей необходимо, — это получить от клиента подтверждение отправления денег или отказ от операции, пояснили в ЦБ.
И если клиенты банков сталкиваются с подобного рода проблемами, ЦБ рекомендует подавать жалобы в интернет-приемную. По действующему законодательству кредитные организации информируют Росфинмониторинг обо всех операциях на сумму свыше 600 тысяч рублей. Максимум, что может потребовать банк от клиента, — это устное подтверждение по звонку, что трансакцию совершал действительно он. Никаких документов по переводам между гражданами банк запрашивать не вправе.
Андрей Савин