По итогам фестиваля вышел альманах. На одном из разворотов — семь стихов Игоря Эпанаева, которые ранее не были опубликованы.
Известный в городе поэт и педагог Игорь Эпанаев, член Союза писателей России, недавно вернулся из Санкт-Петербурга, где принял участие в фестивале авторов произведений для детей и подростков «Как хорошо уметь писать — 2018». Он рассказал «Голосу Череповца» о проблемах современной детской литературы и о том, каким должно быть хорошее произведение.
ФестивальПетербургский фестиваль, организованный одним из издательств детской литературы, проводится уже 10 лет подряд. За это время в нем приняло участие более 100 авторов со всей страны. Череповец в лице Игоря Эпанаева ранее был на нем представлен дважды — в 2010 и 2012 годах.
«Мне пришло письмо с предложением выслать новые стихи на юбилейный фестиваль, — говорит Игорь Владимирович. — Порядок был такой: если работы соответствуют уровню, они публикуются в юбилейном сборнике и их автор приглашается на площадку мероприятия».
В итоге 67 авторов, в том числе Игорь Эпанаев, прошли отбор. Череповчанин был единственным представителем Вологодской области на форуме. Кроме отечественных авторов, в нем приняли участие и зарубежные писатели, творящие на великом и могучем, — из Белоруссии, Казахстана и с Украины.По итогам фестиваля вышел альманах. На одном из разворотов — семь стихов Игоря Эпанаева, которые ранее не были опубликованы.
«Я поэт-минималист и очень критически отношусь к своим произведениям. Поэтому на конкурс послал немного. Кроме того, именно детских стихов у меня мало: трудно писать для детей», — рассказывает автор.
ПроблемыСовременному детскому писателю нужно самому пробиваться к своему читателю.
«Никто так просто не поддержит пишущего для детей — ни государство, ни бизнес, — сетует Игорь Владимирович. — Нужно самостоятельно искать издательство, а их сейчас немного, и они завалены рукописями и поэтому даже не всегда отвечают на письма. Даже если автору удастся издать книгу, то с продажи он получит совершенно небольшой процент: тиражи у книг очень маленькие — как максимум несколько тысяч экземпляров. Выживают единицы. Например, Андрей Усачев, но он — один из известнейших детских писателей страны. Мы побеседовали с ним, когда встречались на прошлом фестивале, и он рассказал, что ему приходится издавать или переиздавать книгу ежемесячно, чтобы прокормиться творческой деятельностью.Собирательный портрет современного автора, пишущего для детей, — 35-летняя женщина. Таких большинство.
Вопреки распространенному мнению, современные дети и молодежь меньше читать не стали.
«Я сам так считал, — признается Игорь Эпанаев, — но понял, что проблема не в детях — они как раз читают, — не читают их родители. Выросло новое поколение родителей, которые просто не понимают, что интересно их ребенку, и не поддерживают его начинания — не покупают книги. Кроме того, нет государственной поддержки детской литературы на серьезном уровне».
Как писать для детейПонятное дело: писать дано не каждому, а писать для детей — тем более.
«Насильно ребенка читать не заставишь: если ему не близко то, что написано, он бросит такую книгу. Задача детского писателя — выразить мироощущение ребенка, — считает писатель. — Это сложно. Для этого нужно самому быть чуть-чуть ребенком, смотреть на мир его глазами. У меня трое детей — это помогает».
Хорошая детская книга должна быть интересна в любом возрасте. Игорь сам сейчас с удовольствием читает сборник, который привез с фестиваля.
«Вещи, которые понимает и ребенок, и взрослый, считаются высшим пилотажем в детской литературе. Например, знаменитое «Простоквашино» Эдуарда Успенского, по которому снят мультфильм для семейного просмотра. Самое важное, чтобы в процессе чтения произведения хотелось смеяться, плакать и, главное, думать».
Александр Паутов, газета «Голос Череповца»