Школа искусств изменила мировоззрение целого микрорайона
Первый городской форум преподавателей дополнительного образования сферы культуры «Ресурс будущего» прошел в большом концертном зале детской музыкальной школы № 1 имени Е.А. Колесникова в рамках городского проекта «Учитель — рулевой планеты».
Первый форум
Выступавшие на форуме представители органов власти говорили о важности дополнительного образования детей, возможности для каждого ребенка раскрыть и развивать свои таланты. О трудностях: современные дети нередко погружаются не в искусство и творчество, а в гаджеты; как вернуть их к нормальной жизни?
Педагогов это тоже волнует. А еще — невысокая заработная плата, не всегда понятные изменения в дополнительном образовании в сфере культуры, сложность работы с учениками, которые часто не хотят учиться, низкая мотивация. Поэтому на форуме речь шла и о том, как избежать профессионального выгорания (беда педагогов, социальных работников и представителей других подобных профессий); как заниматься проектной деятельностью; вести занятия с детьми-инвалидами (инклюзивное образование развивается); как, наконец, успешно пройти аттестацию, что тоже значит немало.
Наверное, самым оптимистичным и вдохновляющим было выступление с несколько шаблонным названием: «Успешное развитие учреждений дополнительного образования в современных условиях».
Школа искусств снижает преступность?
Одним из основных выступающих была директор московской детской школы искусств имени М.А. Балакирева (самой крупной такой школы России) Ольга Смирнова. К слову — выпускница череповецкой музыкальной школы № 3 (теперь это школа искусств). Больше всего из рассказанного ею меня поразил факт:
То есть школа искусств своим присутствием, своей работой повлияла на настроение и даже мировоззрение целого микрорайона, на стоимость недвижимости. Что за чудеса?
Когда слушала Ольгу Алексеевну — и во время ее выступления, и после, — порой возникало ощущение нереальности: в наше ли время это все происходит? Рядом с нами? И дело не только в том, что в школу приезжают делегации из разных стран — изучать, что такое российское художественное образование («Пока все еще лучшее в мире», — уточнила Ольга Смирнова). И даже не в масштабах самой школы («У нас есть все специальности: музыка, изо, хореография, театр... Даже цирк. Есть студия звукозаписи, музей художественного образования». Перечислять все не буду: у школы отличный сайт). И даже не в том, что финансирует школу правительство Москвы так, что 1600 детей учатся на бюджетных местах, то есть бесплатно. Поражали масштабы работы коллектива, смелость мышления, способность отваживаться на грандиозные проекты и реализовывать их.
— Как вы уходите от рекомендаций министерства? — спросил в конце кто-то из участников, имея в виду обилие ограничений.
Детям для развития нужен успех. Юным музыкантам необходима сцена — выступления на публике. Об этом говорил и основатель нашей первой музыкальной Евгений Колесников, и его ученик и продолжатель Валерий Столяров, это аксиома и для сегодняшних педагогов. Но есть, например, такая трудность: мало учеников по классу духовых инструментов. Оркестр не создать. Выступления соло не всегда возможны. Что делает Балакиревская школа? Объединяет коллективы! В стране уже 15 школ носят имя Балакирева, и это одна команда. Проходят встречи педагогов и руководителей, разрабатываются совместные проекты. Что дальше? Директор находит сцену — ни много ни мало Красную площадь! Создается духовой оркестр (участники — дети из разных городов) и дает концерт на главной площади страны. А потом начинаются выступления по стране («Об одной из наших девочек, флейтистке, местное телевидение сюжеты снимает: она одна в своем городе такая»).
Не безнадежно?
— Вы общаетесь с директорами, педагогами музыкальных школ из разных регионов. Какие общие проблемы?
— Что вы думаете о системе дополнительного образования в сфере культуры в целом?
— Какие проекты вы считаете самыми яркими?
Школьная аура
Балакиревская школа — на окраине Москвы, у МКАДа. Можно было бы сказать, «на задворках». Но яркая жизнь, которую организовали вокруг себя педагоги, уровень их профессионализма привлекают родителей: они хотят учить детей именно здесь и... меняют квартиры на жилье поближе к школе, чтобы не тратить часы каждый день на дорогу. И создается в районе особая аура. Больше становится позитива, люди быстрее откликаются на предложения — посещать мероприятия платного абонемента вместе с детьми, концерты. Предложения эти и появляются в ответ на спрос: педагоги и отдел маркетинга отслеживают, что необходимо детям и взрослым, что будет востребовано.
Можно ли что-то из этого опыта взять в Череповец? Спрашивая педагогов, я слышала в ответ: «не знаю...», «я не директор...». Грустно. Но надеюсь, не безнадежно: состоялся же форум, и зал был полон.
Ирина Ромина