Станет ли общественный транспорт удобней в Череповце?
Представители пассажирских транспортных предприятий, мэрии с одной стороны и «Команда Череповца», пользователи социальных сетей с другой обсудили ряд острых вопросов. Целью открытого диалога было определить роль общественного транспорта в городе.
В битве с пробками
Заведующий отделом транспорта мэрии Антон Симанов вкратце рассказал о стратегии развития общественного транспорта. Задачи известны: стабильное развитие пассажирского транспорта, модернизация парка, обеспечение доступности для маломобильных групп населения и т. д. Впрочем, аудиторию интересовали не столько отчеты, сколько ответы на злободневные вопросы. И первый же коснулся доступа общественного транспорта в новые микрорайоны за Шексной. К примеру, из Заречья за Шексну — на улицы Раахе, Рыбинскую — вы доедете на автобусах только с пересадкой. Сначала на № 13, 18 и т. д.
А потом пересядете на № 4 или 27. То есть дважды купите билет за 26 руб. Нет, на «четверке» можно попасть из Заречья за Шексну без пересадки, но через Фанеру. Объяснения были примерно такими: город строится, пассажиропоток анализируется.
Не все остановочные павильоны комфортны и не везде они есть — еще одно замечание общественности. Как сказал Антон Симанов, в ближайшее время будет проведена инвентаризация павильонов.
Ответ был примерно таким: узкие улицы не расширить, по проекту градостроительства они планировались как внутриквартальные. А интенсивность потоков транспорта должен был снизить второй мост через Ягорбу, который мы так и не построили. Владимир Назарков, директор предприятия «Новотранс», объяснил, что 38-й маршрут вернут, когда закончится ремонт улицы Архангельской.
На автобусах не всегда можно сразу увидеть номер, заднее стекло нередко наглухо «зашито» рекламой; не на всех остановках есть таблички с перечнем автобусов, которые здесь идут. Ответ: будет проведена инвентаризация табличек на остановках; наличие табличек с номерами на автобусах тоже проверят.
«Эх, прокачусь!»
Зашел разговор и о трамваях. В частности, о тех десяти подержанных, которые подарила нам Москва. Как объяснил директор «Электротранса» Алексей Калашников, приобретение полезное. Московские трамваи пришлись ко двору. Они экономны в потреблении электроэнергии (потребляют на 15 % меньше имевшихся в Череповце) и долго еще прослужат верой и правдой. К слову, один новый трамвай стоит 20 млн рублей. «А не купить ли Череповцу „Витязи“?» — реплика от общественности. Не купить. Почему? «Витязь» — это современная модель скоростного трамвая с низкопольными вагонами (производятся в Твери). И он потребует замены всех трамвайных путей в городе, поскольку чутко реагирует на любую неровность: к примеру, если асфальт вспучен, земля «гуляет», в вагонах лопаются стекла, которые по технологии вклеены в проемы. И для чего покупать? Чтобы с ветерком прокатиться от улицы Олимпийской до завода?
К слову, Калашникову пришлось объяснять, что в городе рентабельны только те маршруты, которые в часы пик везут рабочих из города на работу. «Прогулочные» маршруты (был вопрос, а не запустить ли нам трамвай за Шексну по новому мосту, который еще не построен) будут возить по два-три человека днем и заведомо убыточны. Это было сказано и в связи со ссылкой общественности на опыт Питера и Европы, где доступность транспорта выше. И в связи с опросом, который был проведен в соцсетях (78 % из 890 опрошенных готовы пересесть на трамвай, если его пустят за Шексну).
Было и еще одно предложение от общественности: установить видеоэкраны на остановках, чтобы в режиме реального времени отслеживать, когда подъедет трамвай.
Уже под занавес встречи обсуждался главный вопрос: мы должны решить, отдавать ли приоритет общественному транспорту, чтобы владельцы личных авто пересели на автобусы и трамваи. Если да, то не нужно, к примеру, строить удобные и просторные парковки для автомобилей. Нужно выделить отдельную полосу для автобусов и запретить пользоваться ею другим. В общем, сделать все для того, чтобы общественным транспортом было добираться выгоднее и удобнее.
Татьяна Ковачева