35media.ru

Череповецким отелям присвоят «звезды»

Очень часто, собираясь в другой город, мы находим отель, бронируем и оплачиваем его через Интернет. Мечтаем об отдыхе в комфорте, а по прибытии испытываем разочарование: картинка на сайте оказалась далека от реальности. Привести качество и стоимость гостиничных услуг к единому стандарту — первоочередная задача индустрии гостеприимства. Ее решением должна стать система классификации. О «звездах» (а именно ими, как и во всем мире, будет определяться категория), которые должны появиться на зданиях череповецких отелей, нашим предпринимателям рассказали вологодские эксперты.

Классификация гостиниц

«Голос Череповца» отмечает, что закон не новый: требование классифицировать отели в России было выдвинуто еще в 2014 году. Распространялись эти требования на гостиницы в городах, которые должны были принимать чемпионат мира по футболу. В классификации нашли отражение не только российские нормативы, но и общемировые стандарты.

Чемпионат закончился, и теперь процесс классификации затронет все гостиницы России. Поправки в закон планируется ввести к 1 июля 2019 года для гостиниц, где больше 50 номеров, и к 1 июля 2020 года для гостиниц, где больше 15 номеров. А в январе 2021 года в систему попадут все типы гостиниц.

Процесс подразумевает оценку гостиниц в соответствии с требованиями к уровню звездности. Всего таких уровней шесть: высший — «пять звезд», низший — «без звезд». Для гостиниц с количеством номеров от 5 до 15 устанавливается в системе классификации категория «мини-отель».

Если кратко описать процесс оценки гостиниц, то выглядит он так: подается заявка на классификацию в аккредитованную на эту процедуру организацию. После тщательных проверок она выдает соответствующее свидетельство, его копия направляется в Министерство культуры, где ведется реестр российских гостиниц. Раз в три года гостинице будет необходимо подтверждать свою категорию во время новых проверок.

Очень много нюансов в части требований к прохождению классификации. Сначала экспертам нужно предоставить большую кипу документов — учредительных, заключение по пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим требованиям и пр. Затем гостиницы будут оценивать по состоянию здания и прилегающей территории, технического оборудования, освещения, номерного фонда, санитарных объектов общего пользования, общественных помещений, помещений для предоставления услуг питания. После произведут оценку номеров на соответствие заявленным категориям (в той же гостинице с «тремя звездами» могут быть как комнаты люкс, так и эконом). Свою оценку получит персонал. Далее подсчитают набранные баллы, определят, насколько они соответствуют «звездам», на которые претендует гостиница, и выдадут свидетельство о присвоении категории. После этого предприниматели разместят знак категории гостиницы (прямоугольной формы, с изображением определенного количества звезд) у главного входа в свои заведения.

Кому три звезды?

По данным Агентства городского развития, в Череповце действует 46 гостиниц и так называемых других средств размещения, всего 1 100 номеров, 2 100 койко-мест. По данным экспертов вологодской торгово-промышленной палаты, только две череповецкие гостиницы прошли классификацию. Наши отели в основном претендуют на категорию «три звезды», номера стандартные, одноместные. В целом по области озаботились получением «звезд» владельцы гостевых домиков в вотчине Деда Мороза в Великом Устюге и мини-отель в Бабушкинском районе.

Как говорят эксперты, гостинице, где больше 15 номеров, не подготовиться к классификации за месяц, так как дело это хлопотное. Уход от требований законодательства по получению свидетельства грозит штрафом от 7 тысяч до 10 тысяч рублей должностным лицам и от 40 тысяч до 50 тысяч — юридическим. Более того, санкции могут вырасти: Госдума в первом чтении рассмотрела законопроект, согласно которому штраф для юрлиц может составить 500 тысяч рублей.

Многие предприниматели из сферы гостеприимства сом-неваются: не будет ли сопровождаться визит экспертов из аккредитованной организации получением «на лапу»?

— Люди считают, что это станет новым бизнесом, многие желают получить аккредитацию в качестве экспертов, не имея опыта, нужного стажа. А требования к экспертам закон ужесточил: стаж не менее трех лет, опыт по классификации гостиниц всех видов в нескольких регионах, — рассказала череповчанам вице-президент торгово-промышленной палаты Надежда Малахова.
— Классификация нужна — таким образом поднимается уровень гостиничного фонда, — считает старший администратор одного из хостелов Татьяна. — Только мне кажется, что в Череповце уровень сервиса далек от идеального. Пока мы расстроены: нам будет тяжело уложиться в обозначенные сроки получения «звезд». Возможно, нам поможет предаудит, а также обучение персонала и повышение квалификации. Нашему хостелу три года. Наблюдаем рост спроса на наши услуги среди гостей. Череповец развивается, все больше людей приезжает сюда работать, и сначала они останавливаются у нас.
Мелочей нет

Эксперты вологодской торгово-промышленной палаты порекомендовали владельцам гостиниц предварительно провести предаудит.

— Как правило, когда эксперт приходит в гостиницу, он находится в составе комиссии и обращает внимание на множество нюансов, на которые по незнанию можно и не обратить внимания. Вот, например, в ванных комнатах есть кнопка для вызова персонала? Или вы в курсе, что в определенных категориях номеров должна быть щетка для одежды и лежать она должна не на боку, а щетиной вниз? Это не придумано — так записано в требовании сан-эпидемстанции, — пояснила Надежда Малахова.

Важный этап аттестации для получения «звезд» — оценка действий сотрудников гостиницы. Несоответствие персонала требованиям, но «отлично» по всем остальным пунктам — повод не пройти классификацию. Эксперты обратят внимание на уровень образования, стаж работы и внимательно ознакомятся с соответствием сотрудников иным критериям. Среди них знание иностранных языков, обязательное соблюдение должностных инструкций, правил пожарной безопасности, умение оказывать первую помощь.

— По моему субъективному мнению, практически ни в одной гостинице Вологодской области нет квалифицированного персонала, — отметила позже в разговоре с журналистами Надежда Малахова. — И бизнес от этого теряет. Когда мы приходим в отель, мы не всегда видим управляющего, можем вообще не увидеть собственника, то есть общаемся непосредственно с сотрудниками. А на качество предоставляемых ими услуг напрямую влияет уровень их образования. В России есть много колледжей, вузов, обучающих гостиничному делу. Требование к повышению квалификации не реже одного раза в три года также упомянуто при проведении классификации.

Алина Волкова