35media.ru

Выставка фарфора и керамики открылась в Череповце

Как поймать муху с помощью стекла? Что нужно рассчитать, чтобы получилась фарфоровая фигурка? Ответы на эти и другие вопросы череповчане смогут найти, посетив экспозицию «Стекло. Керамика. Фарфор». Она открылась в Выставочном зале и стала началом нового музейного сезона.

Тонкие и изящные чашки, тарелки, расписанные вручную, миниатюрные и внушительные статуэтки по мотивам русских сказок и даже советской жизни. Все это — многогранный фарфор. Материал для творчества очень сложный и специфический, говорят специалисты. Чтобы получилась задуманная фигурка, необходимо рассчитать не только ее размер — во время запекания в печи фарфор сжимается в три раза, — но и температуру нагрева в печи, чтобы не получился брак. Поэтому фарфор так ценился раньше и сейчас.

Светлана Матвеева, научный сотрудник Выставочного зала: «Такое чудо из того, что у нас под ногами, может родиться удивительный мир. Посуда, вазы, композиции при желании и мастерстве. Фарфор исключительно был китайским чудом, в 18 веке удалось получить его в Германии».

В России фарфор начали производить в середине 18 века. На императорском и частных заводах много экспериментировали, добиваясь китайского или мейсенского качества. Быстро переняв технические навыки, начали делать акцент на художественную составляющую изделий. В Выставочном зале представили 80 экспонатов, которые хранились в музейных фондах. Кроме фарфора это еще и стекло — вазы из нескольких слоев, декоративные фигуры, пасхальные яйца, необычные аптечные сосуды. Даже редкости — графин на шесть видов различных напитков и мухоловка.

Марина Корнилова, заведующая Выставочным залом: «У нас есть мухоловка. Когда внутрь ставилась тарелочка, мухи залетали вниз, а вверх не могли улететь».

Все эти хрупкие и тонкие вещи — в единении с натюрмортами череповецких художников. Атмосфера в зале получилась такая, будто с картин сошли нарисованные вещи, которые хранят в себе истории своих владельцев, дух тех эпох, когда они были нужны. Зрители, попадая на выставку, начинают вспоминать о чашках, которые когда-то хранила бабушка, о расписных фигурках на старых комодах, о своем прошлом... Истории людей и их вещей — почти в каждом натюрморте Владимира Копылова. Например, на картине «Дали свет».

Владимир Копылов, художник: «Показать ярким освещением богатство этих предметов, приятных по живописи, они чудесны просто. Бутылочка со времен Николая II. Каждому предмету здесь не меньше 100 лет и ими пользуются, их любят».

Выставка «Стекло. Керамика. Фарфор» вызвала необычный ажиотаж, рассказывают музейщики. Череповчане от мала до велика приходят и долго рассматривают даже малейшие детали чашек, графинов, статуэток, чтобы вспомнить самим и рассказать детям о том, как жили, из чего пили, на что любовались. А в музее и дальше будут хранить память о тех временах, такую же хрупкую, как фарфор и стекло.