Вариантов нет: инвалиды в Вологде вынуждены страдать от нехватки приспособленных для них автобусов

О приближении автобуса к остановке супруги Щекотуровы узнают только по скрипу тормозов. И Екатерина, и Сергей — слабовидящие. В помощь — собака-поводырь, белая трость, но поездка на общественном транспорте все равно шаг в неизвестность.

37-ой автобус они ждали всего десять минут. Внутри нашлись свободные места, да и кондуктор толерантен. Проблема возникла на входе и выходе — ступеньки ПАЗа для слепого человека настоящий ночной кошмар.

Екатерина и Сергей Щекотуровы: «Для нас ПАЗ — это вообще незнакомый автобус, то есть мы очень редко на них ездим. Мы долго искали поручень. И именно в этом случае кондуктор мог бы нам очень сильно помочь».

Но по маршруту 37 в Молочное с прошлого года ездят только ПАЗЫ — четыре штуки. О них пассажиры даже сняли ролик в двух частях с говорящим названием «Килька в томатном соусе». Слишком уж редко появляются эти красные автобусы рядом с остановками, потому почти всегда переполнены. И если слабовидящие люди высокие ступени в  ПАЗах еще могут преодолеть, то для инвалидов-колясочников двери в общественном транспорте на этом маршруте всегда остаются закрытыми.

Юрий Иванов, инвалид-колясочник: «Они хоть и отмечают, что есть место для инвалидной коляски в автобусе, но толку-то».

Потому приходится ждать другой автобус — 37Э. Это номер еще одного маршрута, который связывает Вологду с Молочным. Правда с сентября по нему курсируют всего две машины — обе низкопольные, потому для маломобильных групп населения они считаются доступными. Но на деле, такую характеристику можно дать лишь одному автобусу. У второго срезана специальная откидная платформа - аппарель, по которой коляска может въехать в автобус.

Кондуктор: «Если колясочка разбирается, то помогаем ему. А если тяжелая коляска, надо тогда подождать другого автобуса».

Другого автобуса ждать приходится порой до трех часов.  Несмотря на то, что на сайте перевозчика, да и на каждой остановке размещен специальный график — в нем серым цветом выделено время движения автобуса с аппарелью.

Юрий Иванов: «Скажем так, без объявления войны автобусы стали меняться местами. Как-то это должно было быть обозначено каждые 10 дней, каждые две недели — никаких объявлений не было. Мы сами с помощью водителей, кондукторов тех же выяснили, что автобусы меняются каждые 10 дней. Потом снова стали меняться и теперь вообще непонятно, то каждые два дня, то еще как-то».

В  неприятную лотерею — повезет или не повезет попасть на единственный автобус из Молочного, в который сможет заехать инвалидное кресло — каждый день играют десятки человек. В поселке размещается Областной дом ветеранов и Октябрьский дом-интернат для престарелых и инвалидов.

Юрий Иванов: «Люди и на улицах все с понимаем относятся. К сожалению, у нас перевозчик сам, руководство — без понимания. Не понимают, как важно передвигаться для этой же социализации».

Городские чиновники объясняют, что перевозчики выбираются по конкурсу. В соответствии с федеральным законодательством критерий доступности транспорта для маломобильных групп населения учитывается обязательно. Но есть ситуации, когда этим правилом во время конкурса можно пренебречь.

Евгений Сокольников, главный специалист отдела транспорта ДГХ Администрации Вологды: «Необходимость наличия автобусов для перевозки маломобильных групп — по нему дается определенный балл перевозчику. Если отсутствуют заявки на перевозку пассажиров по определенным маршрутам, то по результату конкурса привлекается тот перевозчик, чья заявка была единственной».

Так и здесь на конкурс заявился единственный перевозчик — «ВологдаТранс». А значит по крайней мере до следующего такого конкурса  — в Молочное будет ездить лишь один, приспособленный для инвалидов автобус.