Вологодский художник Василий Верещагин был замешан в «антирелигиозном» скандале задолго до Учителя

Скандал вокруг фильма Алексея Учителя «Матильда» напоминает историю, которая произошла с нашим знаменитым земляком, художником Василием Верещагиным более 130 лет назад.  Официальная премьера «Матильды» намечена на 26 октября. Но верующие уже заявляют, что фильм оскорбляет религиозные чувства, так как царская семья причислена к лику святых, а значит, обсуждению не подлежит. Собирают подписи за его запрещение, пишут в прокуратуру, устраивают митинги и молитвенные стояния. Не гнушаются противники ленты и откровенного хулиганства – поджоги автомобилей, оскорбления, угрозы прокатчикам и будущим зрителям.

Такие проявления протеста режиссер назвал «агрессивным православием, которое с самой православной религией не сочетается и не может сходиться ни в одной точке».

Так вот, Василий Верещагин однажды оказался замешан в подобном крупном «антирелигиозном» скандале, разыгравшемся в 1885 году, пишет газета «Голос Череповца». По своим взглядам художник был атеистом. Осенью 1885-го в Вене открылась выставка произведений живописца, на которой были представлены картины его «Палестинской серии». Две из них («Святое семейство» и «Воскресение Христово») содержали значительные отступления от канонов православия. Да и верующие католики во главе с кардиналом Гангльбауэром выразили недовольство работами художника.

«Голос Череповца» приводит фрагмент статьи, опубликованной в сочувственно настроенной к художнику газете «Неделя» за 1885 г. (№ 45):

«Кроме картин, первоначально помещенных на выставке, Верещагин написал еще два больших холста, изображающих распятие и воскресение Спасителя. Первую из этих картин он оставил у себя в мастерской, а вторую, после некоторых колебаний, решился послать на выставку. И вот эта-то картина и была причиною скандала. Увлекшись натурализмом, художник дал вовсе не религиозную картину; он изобразил, по словам рецензента «Presse», не величайшее чудо нашей религии, не воскресение распятого Христа, а пробуждение мнимоумершего и заживо погребенного человека. Князь-архиепископ Вены, кардинал Гангльбауэр, счел необходимым предъявить от имени церкви протест как против этой картины Верещагина, так и против другой, изображающей «Святое семейство».
В этом протесте кардинал заявляет, что все верующие католики поражены и возмущены картинами, профанирующими религию, и что художник, вдохновившись не Библией, а идеями Ренана и его последователей, стремится подорвать основной догмат христианского вероучения.
«Глубоко скорбя о публичной выставке этих произведений, — говорит кардинал, – я, как епископ, считал своею обязанностью ходатайствовать, чтобы эти оскорбительные для всех верующих картины были удалены от взоров публики. Но так как мое ходатайство не имело успеха и, напротив, некоторые газеты позволили себе даже глумиться над ним, называя его рекламою в пользу Верещагина, то мне остается только предъявить против этой богохульной выставки торжественный и формальный протест и вместе с тем предостеречь всех верующих католиков от ее посещения».
Напечатав этот протест, кардинал Гангльбауэр распорядился, чтобы во всех церквах были отслужены очистительные обедни, в знак покаяния за то нечестие, которое совершено в Вене выставкою картин Верещагина. По слухам, художник намерен вскоре закрыть свою выставку и перевезти ее в Париж».

Возмущение католиков было столь велико, что один из местных монахов облил обе картины кислотой. А некий фанатик даже упорно разыскивал местожительство Верещагина, готовя покушение на его жизнь.

Биограф В.В. Верещагина Г.П. Андреевский без ссылки на источник утверждал, что скандал в Вене перекинулся на Россию. И ряд священнослужителей, включая святого праведного Иоанна Кронштадтского, якобы даже выступил за отлучение от церкви художника. Как известно, В.В. Верещагин больше не выставлял в России нашумевшие картины, то есть необходимости в применении к нему столь крутых мер не было.

И впоследствии атеизм художника все же пошатнулся, но это уже отдельная история, полностью которую вы можете прочитать в газете «Голос Череповца».