35media.ru

Эликсир вечной молодости и говорящую козу просят маленькие череповчане у Деда Мороза

Декабрьский ажиотаж по выбору подарков для детей требует все больших финансовых затрат. Говоря простым языком, детки просто обнаглели! Где те времена, когда под новогодней елкой лежали книжка, яблоко и шоколадка? Нынешние малыши просят планшеты и мобильники. А взрослые им потакают.

Желания без ограничений

Журналисты «Голоса…» — люди отзывчивые и тоже решили положить под елочку подарки для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. И в поиске обездоленных сирот и нуждающихся семей обнаружили елочки с записками детских желаний в торговых центрах и список благотворительной акции «Подарок каждому ребенку», размещенный на сайте благотворительного фонда «Дорога к дому». Почитали и удивились просьбам детей и их родителей, вроде как находящихся в трудной жизненной ситуации. «Вертолет на пульте управления», «пластиковый уличный дом», «электронная книга», «набор косметики», «сотовый телефон», «зимний комбинезон и вертолет», «розовый чемодан на колесиках», «машина радиоуправляемая», «компьютер», «кроссовки для хип-хопа», «Лего 21118 mihecraft»! Лично я (Елена Колядина — ред.), обеспеченный представитель среднего класса, своим детям таких подарков под елочку не покупала, не по карману!

С одной стороны, такие заявки от детишек радуют: значит, все не так плохо и семей, находящихся за чертой бедности, в нашем городе нет — действительно нуждающийся попросил бы не розовый чемодан, а карандаши, шампунь, чай, постельное белье и теплые колготки. Мой личный вывод (разумеется, с ним можно не соглашаться): если у вас есть деньги, потратьте их на новогодние подарки для своей семьи, потому что у многодетных и сирот в Череповце нет никаких проблем, кроме отсутствия планшетов и кроссовок для хип-хопа.

— Благотворительная акция «Подарок каждому ребенку» проводится в четвертый раз. За предыдущие годы было собрано более 3 000 подарков для детей. «Подарок каждому ребенку» — это возможность перед Новым годом стать добрым волшебником для ребенка из Череповца: исполнить его заветную мечту. В 2016 году список акции составляет 975 желаний детей, — поясняет руководитель направления по фандрайзингу благотворительного фонда «Дорога к дому» Екатерина Фрыгина. — Адресаты списка — это семьи проектов программ «Дорога к дому», и то, что они находятся в трудной жизненной ситуации, не всегда означает отсутствие денежных средств. Например, семьи, находящиеся в конфликтном разводе, могут и не быть в трудном материальном положении. У нас есть семья, в которой 8 детей, и у них все есть, но дети хотят компьютер. Никаких ограничений в желаниях мы не ставим. Мы не можем запретить детям мечтать. Но мы каждый год объясняем кураторам акции, что шансы на получение подарка тем выше, чем дешевле его приобретение благотворителем. Было такое, что дети просили сотовые телефоны, а взамен получали наушники или мяч.
— Екатерина, почему в списке желаний детей и их родителей нет простых вещей — машинки, пупсика, красок, конфет?
— Первоначальный список занимал более 40 страниц. И такие желания были, но недорогие подарки — игры, книги, развивающие наборы, краски — череповчане быстро забронировали. Просто вы в «Голосе…» открыли список в середине декабря, когда в нем остались только самые дорогостоящие заявки. Но многие горожане бронировали подарки коллективно и принесли, например, дорогие ватрушки, сани. В нашей акции участвуют целыми коллективами сотрудники автосалонов, страховых компаний, подразделений «Северстали». Благодаря этому в прошлом году не было ни одного ребенка, оставшегося без подарка, о котором он попросил.

А получил козу

На Почте Деда Мороза в Великом Устюге сейчас самая горячая пора. Пачки писем приходят сюда ежедневно со всех уголков России и многих других стран. Шутка ли: на 1 декабря 2016 года Дедушка получил более 3 миллионов посланий от детей и взрослых!

Как рассказали нам в ООО «Канцелярия Деда Мороза», в основном дети просят сенсорные телефоны и планшеты — эти подарки занимают лидирующее место в рейтинге запросов последние несколько лет. Причем бюджетный вариант мобильного телефона звучит не так часто, преимущественно подрастающее поколение мечтает о популярном дорогом гаджете стоимостью от 50 тысяч до 70 тысяч рублей. Девочки часто просят куклы — популярными остаются куклы-монстры, куклы бэби-бон (от 2 500 рублей), различные интерактивные игрушки. У мальчиков пользуются спросом конструкторы «Лего». Также часто в детских письмах упоминаются наборы для творчества — рисования, вышивания, гравировки.

Нельзя сказать, что все детки просят зимнего волшебника только о материальном. Много писем с просьбами о счастье и здоровье для своих близких.

Есть и оригинальные послания.

— Одна девочка попросила у Деда Мороза стадо лошадей, — рассказывает специалист по работе с письмами Оксана Панова. — Другая написала, что мечтает о козе, которая бы умела разговаривать. Было письмо с просьбой подарить собаку, чтобы она кусала тех, кто обидит ее маленькую хозяйку. Просили у Дедушки Мороза также мешок снега, эликсир вечной молодости, крылья, как у феи, и хвост, как у русалки, волшебную пыльцу.

В последнее время на Почту Деда Мороза приходит очень много писем из Китая. Если раньше китайские детки писали Санта-Клаусу, то сейчас отправляют свои мечты на бумаге волшебнику в российскую глубинку.

На сайте Почты Деда Мороза указан адрес, куда можно отправлять письма.

— Но даже если ребенок укажет на конверте «В лисью норку», «На Северный полюс», «Фее подарков» или «В небесную канцелярию» — это я привожу вам конкретные примеры адресов с конвертов, которые мы получили, — письма дойдут до Дедушки Мороза, — улыбается Оксана Панова.

Мечтать не вредно?

«То, что у детей есть желания, это хорошо. Плохо, когда их нет, — говорит директор НП МСПДМ «Восхождение», кандидат психологических наук, психолог Александр Викулов. — Когда мы работаем с детьми, то часто спрашиваем: «Расскажи, что ты хочешь, и без всяких ограничений? Как будто весь мир у твоих ног лежит?» Согласитесь, это похоже на вопрос: «Что ты хочешь, чтобы Дед Мороз тебе подарил?» Лет 20 — 30 назад у многих были нематериальные мечты: например, стать летчиком. Но с 90-х годов, как только мы начали строить капитализм и деньги «ожили», на первый план у наших подопечных вышли дорогостоящие вещи: мечтали о скутерах, мопедах, затем о компьютерах, телефонах. Потребности неслабые! Поэтому теперь мы формулируем вопрос по-другому: «Чего ты мечтаешь достичь, что хочешь иметь за счет своего внутреннего волшебства и тех, кто тебе может помочь?» Комментируя просьбы детей получить от Деда Мороза айфон за 60 тысяч рублей, скажу так: я считаю, что для детей полезнее делать ограничения в выборе желаний. Тогда у ребенка не будет разочарования, что его обманули и никакого Деда Мороза нет. Даже если у взрослых есть возможность удовлетворять дорогостоящие потребности детей, это не очень полезно для развития и становления юной личности. Дорогая вещь с неба упала, без твоих личных усилий, упорства, трудолюбия — это порождает иждивенческие настроения и привычку жить на всем готовом».

Не разбогатели

Почему череповчане готовы потрошить свои кошельки на дорогостоящие подарки для детей? Может, просто дело в том, что кошельки стали толще? Обратимся к официальным данным. В начале декабря начальник городского управления экономической политики Вадим Субботин рассказал депутатам об итогах выполнения Программы социально-экономического развития Череповца за 9 месяцев года. Оборот розничной торговли составил 36,12 млрд рублей — в сопоставимых ценах это 90,9 % к уровню аналогичного периода 2015 года. Вывод: в этом году мы живем экономнее, чем в предыдущем. И это несмотря на отмечаемый специалистами рост зарплат и падение уровня безработицы. Причина такого экономического парадокса проста.

— Зарплата не успевает расти такими темпами, как, например, цены на продукты питания. Горожане делают выбор в пользу своих финансовых обязанностей, — отметил Вадим Субботин.

Об экономии свидетельствует и очень скромный размер среднего потребительского чека в Череповце: в целом по году он держался на отметке 200 рублей. Мы помним времена, когда эта величина была гораздо выше (притом что цены были гораздо ниже)…

В отделе развития потребительского рынка управления экономической политики с нами поделились некоторыми статистическими данными, касающимися изменения цен на продукты питания.

— Происходит все по обычному сценарию. Сначала цены растут, потом спрос понижается и, соответственно, цены тоже. Экономика у нас рыночная: спрос определяет предложение, — пояснила начальник отдела Татьяна Титова. — По каким-то товарам в преддверии Нового года идет снижение цен, а по другим повышение — в пределах инфляции. Нет товаров, на которые существовал бы необоснованный рост цен.

За ноябрь почти на 9 % выросла стоимость мороженой рыбы, на 4 % — белокочанной капусты, на 3 % — куриных яиц. Также подросли в цене соль, мясо куры и сливочное масло. А вот яблоки, мясо свинины, морковь, лук репчатый, картофель, греча и сахарный песок подешевели в диапазоне от 1 до 9 %.

Отметим, что если брать динамику изменения ценников с начала года, то больше всех подорожали мороженая рыба, греча, рис, масло сливочное и подсолнечное масло. Наблюдалось снижение цены на мясо свинины, хлеб и почти всю овощную группу товаров.

Индекс новогоднего стола

Специалисты Росстата в преддверии праздника подсчитали, что среднестатистическая семья из 4 человек потратит на новогоднее застолье 5 585 рублей — на 3,6 % больше, чем в 2015-м. В условный набор продуктов для встречи Нового года вошли колбасы и мясная нарезка, рыбные консервы и деликатесы, икра, курица, говядина, апельсины, напитки, игристое вино отечественного производства, российский коньяк, конфеты.

Кроме того, в Росстате подсчитали «индексы оливье и селедки под шубой». Приготовление оливье обойдется россиянам в среднем в 310 рублей (на 1,8 % больше, чем год назад), а селедки под шубой — в 155 рублей (рост составил 3,7 %).

В целом же жители страны практически не разделяют траты на новогодние подарки и стол. Согласно данным опроса, проведенного одним из интернет-ресурсов, на который ссылаются федеральные СМИ, одарить близких и вкусно поесть за столом россияне готовы за 10 тысяч рублей.

Елена Колядина, Марина Алексеева, Алина Волкова