35media.ru

Проблемы вместе с новым жильём получили некоторые череповчане

Считается, что кирпичные дома теплее панельных. Но собственники квартир домов № 76 и 78 на Октябрьском проспекте мерзнут. Средняя температура в комнатах — 16 градусов, в некоторых точках квартир она не поднимается выше 9! Из окон нещадно дует, стекла промерзают, от постоянной влажности на стенах появился грибок — и это далеко не полный перечень претензий, которые жильцы предъявляют застройщику. В некоторых случаях он устраняет недостатки в добровольном порядке, правда, после неоднократных визитов собственников квартир; а кто-то вынужден заказывать экспертизы и обращаться в суд или в редакцию «Голоса Череповца».

«Утепляйте сами!»

Сразу оговоримся, что в этом материале речь пойдет об одной строительной компании — «РегионСпецСтрой», поскольку в редакцию обратились жильцы домов именно этого застройщика. Но это лишь фрагмент общей картины: нареканий по качеству возводимого жилья хватает и в отношении других компаний.

На прошлой неделе мы отправились в гости к новоселам в дом № 78 на Октябрьском пр. Красивые, просторные, чистые подъезды с зеркалом при входе на первом этаже сбили нас с толку. Какие тут могут быть нарекания? Но, осмотрев квартиры и пообщавшись с жильцами, мы поняли, что качественным это жилье не назовешь.

Ирина Жерносек купила квартиру-студию за 1 150 000 рублей.

— Очень холодно! У меня постоянно включен обогреватель, — говорит Ирина. — В комнате установлены однокамерные стеклопакеты, уплотнитель уже расходится — из окон очень дует. А на лоджии картина еще страшнее, пойдемте посмотрим.

Мы выходим на лоджию. Честно говоря, страшно. Девятый этаж, стекло — от пола до потолка. Снизу ограждение с перилами, сверху витражные стекла, открывающиеся как дверцы шкафа-купе.

— Стекла промерзают насквозь, у кого-то наметает сугробы, когда дожди — заливает. Мы боимся даже трогать их: вдруг они рухнут вниз, — рассказывает Ирина. — Я обращалась к застройщику с просьбой утеплить лоджию. Мне заявили, что такая лоджия идет по проекту и утеплять ее жильцы должны своими силами. В соседней квартире от сырости и холода по стенам пошел грибок, а там живет семья с маленькими детьми!

Ночи в берушах

Жительница квартиры на верхнем этаже Людмила Васильевна, не дождавшись помощи от застройщика, утепляла лоджию своими силами:

— Мы получили налоговый вычет, сами переостеклили лоджию, обложили кирпичом низ. Мы заселились в дом одними из первых в январе этого года. И, по-русски говоря, задубели! Пришлось устанавливать на кухне батарею большего размера. У нас двухкомнатная квартира, но всю зиму одной комнатой мы не пользовались, потому что в ней было невыносимо холодно. На обоях выступило пятно. Застройщики заявили, что у меня неправильно стоит диван, который загораживает батарею. Но, простите, где написаны такие регламенты? А если бы я поставила шкаф к стене, как бы узнала, что там по ней пошла сырость? У нас постоянно пропадает отопление то в комнатах, то на кухне. Только за этот отопительный сезон я уже три раза вызывала сантехника. Еще одна проблема: мы слышим соседей на два-три этажа ниже. А уж квартиру прямо под нами слышим так, будто живем в коммуналке. Я никогда не спала в берушах, а сейчас приходится.

Две тысячи за обогрев

Пока жильцы 78-го дома только готовятся подавать свою коллективную жалобу, в том числе в прокуратуру, их соседи из 76-го дома многие инстанции уже прошли и сейчас делятся опытом с коллегами по несчастью. Так, старшая по подъезду Анна Воронова судилась с компанией-застройщиком с самого начала. Причиной тому стали недостающие квадратные метры. В договоре было указано, что общая площадь двухкомнатной квартиры будет составлять 61,4 кв. м, а на деле вышло 57,1 кв. м.

— Разницу в цене изначально они нам не хотели возвращать, — рассказывает Анна Воронова. — Предлагали сделать ремонт, поскольку квартиры сдавались без отделки. Но мы не согласились, судились с ними и выиграли, взыскав с них еще и неустойку за то, что дом был сдан позднее срока. У нас в договоре указано, что в квартирах будет пол из ГВЛ — со звукоизоляцией, а в итоге нам сделали простые наливные полы — они дешевле и холоднее. Окна в спальне сделаны не по ГОСТу: выше пятого этажа на широких окнах по технике безопасности должны быть две створки, а у нас одна. В квартире холодно, мы вызывали управляющую компанию, чтобы сделать замеры. По стандарту температура в угловых квартирах должна составлять 22 градуса, в обычных — 21. У нас же 15 — 16 градусов.

Анна Воронова рассказывает, что от постоянной влажности в квартире появилась плесень. В комнатах было холодно и промозгло, приходилось на полную мощность включать обогреватель и ставить окна на проветривание.

— Мне приходили счета только за электричество около двух тысяч рублей и более, — продолжает Анна. — Я написала претензию: мол, пока вы не утеплили дом, возместите нам затраты на электричество. Я постоянно ходила в офис компании-застройщика, и они, когда поняли, что я знаю свои права, нормы и стандарты и все равно не отстану, возместили затраты. Приходили меняли резинки на окнах, но из них по-прежнему дует. Мы подали заявление в жилищную инспекцию. Это побудило застройщика наконец принять хоть какие-то меры — облицевали и утеплили внешнюю стену дома.

Промыло грунт

Жильцы дома написали коллективное письмо-претензию на имя застройщика, указав на недостатки, касающиеся общедомового имущества:

«Еще на этапе строительства мы обращали внимание на то, что поверхность территории со стороны подъездов имеет значительный уклон к дому. Вы заверяли нас, что все будет исправлено, но ничего сделано не было, дом был сдан в эксплуатацию. А весной 2015 года мы получили последствия озвученных нарушений: два входа в подвал были залиты водой, и сырость внизу держалась в течение всего лета. Там вообще нет никакого заграждения от воды, красные кирпичи у лестниц разрушились, около стен дома имели место глубокие промоины грунта».

Также жильцы указали в претензии, что грунтовыми водами были залиты тамбуры, вследствие чего наливные полы стали разрушаться, на стенах потрескалась и начала осыпаться штукатурка. Весной и летом прошлого года собственники квартир неоднократно обращались к застройщику по поводу устранения перечисленных недостатков. Только осенью 2015-го при заморозках «вместо отмосток, выполненных по всем правилам, прямо в землю около тамбуров навалили бетона и около стен сделали присыпку ям песком».

Вызывайте эксперта

— Мы пригласили женщину-специалиста, которая курировала и принимала наш дом, собрали жильцов, попросили ее ответить, как при таких недостатках дом был принят, — говорит Анна Воронова. — Но та только развела руками.

Жильцы проявляют солидарность и активность. Они сами изучают строительные нормы и ГОСТы, свои права. Анна делится опытом:

— Можно начать с управляющей компании, чтобы ее сотрудники пришли и с прибором-тепловизором измерили температуру в комнатах, составили акт. Но в суде этот акт не всегда признается законным. Поэтому лучше нанять независимого эксперта, оплатить его услуги (15 тысяч рублей), обратиться к адвокату, составить претензию, а затем, если она не будет удовлетворена, и исковое заявление. Мы так и сделали. Адвокат посчитал, что мы можем предъявить застройщику иск на сумму почти 200 тысяч рублей. Важно, чтобы жильцы были настойчивы в отстаивании своих прав. Если одному, другому, третьему удастся добиться правды, возможно, это изменит ситуацию в целом, заставит застройщиков выполнять свою работу качественно.

Суд выиграли, но…

Жительница этого же дома, тоже Анна, отсудила у застройщика деньги на ремонт, неустойку и компенсацию морального вреда на сумму около 200 тысяч рублей.

— Вскоре после нашего заселения на стенке детского шкафа в дальней комнате появилось темное пятно, ДВП вспучило, — говорит Анна. — Пятна были и на стене дома, отошли обои. Обратились в управляющую компанию, они замерили температуру в комнатах — в углу детской было 9 градусов, в ванной и туалете — 15. На стеклах постоянно появлялся конденсат, стена вся была мокрая, приходилось вытирать влагу.

В квартиру Анны неоднократно приходили различные эксперты, было установлено, что вентиляция в доме работала в обратную сторону, застройщик вынужден был ее переделывать. Суд длился почти год, была назначена еще одна независимая экспертиза, которая подтвердила и высокую влажность, и низкие температуры.

— Мы нанимали адвоката, которая ходила на судебные заседания, — говорит Анна. — Рады, что нам удалось доказать свою правоту. Застройщик выплачивает деньги, но проблемы в квартире как были, так и остались. Окна на балконе мы меняли своими силами, по-прежнему каждое утро появляется конденсат на окне в комнате. Хорошо хоть стена больше не мокнет. Но сквозняки гуляют, везде дует.

А где контроль?

— Качество застройки многих новых домов сегодня действительно оставляет желать лучшего, — говорит адвокат Елена Блинчевская, которой неоднократно доводилось представлять интересы новоселов в суде. — Виной тому и плохой контроль на всех этапах строительства дома, от согласования проекта до сдачи объекта в эксплуатацию.

Акты о приемке дома в эксплуатацию подписывают специалисты управления архитектуры и градостроительства города.

Но, по словам Елены Блинчевской, несмотря на подписание актов ввода дома в эксплуатацию, почти во всех многоквартирных домах обнаруживаются недостатки, стоимость устранения которых и силы, необходимые для этого, весьма существенны. Хотя при приемке домов комиссия должна проверять все квартиры и общее имущество многоквартирного дома.

С таким контролем получается, что покупка квартиры в новостройке — это своего рода лотерея. Одним везет: в доме тепло, из окон не дует, а застройщик, дорожа репутацией, спешит устранить дефекты, если таковые выявляются. Но огромное количество примеров, когда жильцы, заплатив немалые деньги за квадратные метры, оформив ипотеку, вынуждены своими силами или через суд добиваться приведения квартиры в порядок. Чтобы обезопасить себя от подобной нервотрепки, внимательно изучите не только сайт компании-застройщика, в которой вы собираетесь приобретать квартиру, но и почитайте отзывы в Интернете. Сходите в заселенный дом этого застройщика, пообщайтесь с жильцами. Лучше перестраховаться на начальном этапе, чем потом мучиться с недоделками.

«Мы отвечаем за безопасность»

Претензии жильцов мы попросили прокомментировать гендиректора ООО «РегионСпецСтрой» Дмитрия Шевченко.

О холоде в квартирах:

— У нас автономная система отопления, в каждой квартире свой теплосчетчик. Очень много квартир пустует, и собственники, чтобы не платить, перекрывают радиатор в квартире. И получается, что если сверху и снизу квартиры не отапливаются, то жилец квартиры между ними вынужден
отапливать и соседей.

О грибке и вентиляции:

— Мы передаем жильцам инструкцию по эксплуатации квартиры, где написано, что у нас по проекту естественная вентиляция осуществляется через установку окон в режим микропроветривания. Большинство жильцов — люди с маленькими детьми, часто стирают, сушат все вещи в комнатах. Мы приходим в квартиру с приборами, измеряем, и выходит, что температура в комнате 24 градуса, влажность 80 % (при норме 40 %). Получается что-то типа сауны, воздух теплый, но при влажности ощущается, что в квартире прохладно. У нас были вопросы по торцу 76-го дома. Проектировщики вывели на торцевую стену вентканалы, из-за этого стена промерзала. Но прошлой зимой мы за свой счет утеплили фасад, облицевали стену. Мы сдаем квартиры с черновой отделкой. Жильцы приглашают отделочников, меняют радиаторы без расчетов, меняют местами кухню и прихожую, закладывая новый вентканал. По СНиПам дверь в ванную комнату делается без порога. Но многие делают не только порог, но и резиновую прокладку по всему периметру двери. Нарушается вентиляция воздуха, а если нет регулярного проветривания, то может появиться плесень.

О лоджиях:

— Витражные окна — это архитектурное решение. Помимо остекления у нас сделано ограждение. Мы вызывали специалистов лаборатории, которые проводили проверку на отрыв перил в подъездах и ограждений на балконах, о чем есть соответствующие акты. Мы отвечаем за безопасность. Вместо пластиковых установлены алюминиевые рамы, которые хорошо закреплены.

Марина Алексеева