35media.ru

Почему музеи Череповца не пользуются популярностью?

Аншлагов нет. Новые проекты мало кому нужны. Проблемы развития музейного дела в Череповце обсуждали накануне специалисты. На специальной встрече вместе с представителем Третьяковской галереи они говорили о современных музейных технологиях.

Пластические перфомансы, тактильные экскурсии... Все это в Третьяковке уже освоили. Пришлось. Без новых идей, идущих в ногу со временем — никуда, отмечает московский специалист. К примеру, в галерее на Крымском валу со скульптурами можно общаться.

Елена Герасимова, заведующая отделом образовательных программ Третьяковской галереи: «Очень многие скульпторы считают, что очень странно, что скульптуру не трогают руками. Что вот их скульптуры, которые они подарили Третьяковской галерее, редко показывают. Так ещё и когда их выставляют, их нельзя трогать руками. Ну как? Как же их не трогать?».

И сделали проект, где посетители скульптуры и трогают, и устраивают настоящие перфомансы. Изначально это придумали для людей с ограниченными возможностями здоровья, но такой музейный формат пришелся по вкусу и всем остальным. Инклюзивные экспозиции, образовательные программы и прочее — все это стоит денег. Таких возможностей, которыми обладает Третьяковка, у череповецких музеев, разумеется, нет.

Елена Герасимова, заведующая отделом образовательных программ Третьяковской галереи: «Сделать совершенно новый музей на основе старого — это нужно. Я думаю, что в тех условиях, в которых существуют наши коллеги, это оптимально. То, что они сейчас делают, это оптимально. Просто нужно заниматься и осознавать эту проблему на более высоком уровне».

Помимо государственной поддержки, большинство проектов на Крымском Валу сделаны на спонсорские деньги. В том числе галерее помогает «Северсталь». Кстати, и в Череповце компания построила современный музей металлургической промышленности, оснащенный мультимедийными технологиями. Здесь можно легко проводить школьные занятия по самым разным предметам. Однако и муниципальные музеи в этом плане уступать не хотят. Только вот спроса на образовательные программы в Череповце практически нет, сетует заведующая художественным музеем. Разве что у начальных классов.

Светлана Пономарева, заведующая художественным музеем: «Попытка расширить аудиторию — создание программы для среднего школьного возраста. Это игра-путешествие. Квестовые дела. Мы не нашли ни один класс, хотя уже не один год заявляем о готовности вести эту образовательную программу. Нет ни одного класса из школ города, который у нас заказал бы эту программу».

И дело не в профессионализме череповецких музейщиков и даже не в деньгах. Местные специалисты многое умеют и многое готовы сделать. Только вот для кого? — вопрошает Светлана Пономарева. Если даже такие имена, как Айвазовский и Энди Уорхол аншлага в Череповце не обеспечивают. Да, в музеи идут, план выполняется, но, как говорится, без энтузиазма.

Прямо сейчас в музее можно познакомиться с частью коллекции театра моды Дворца металлургов. Эта выставка включена в экспозицию «Русское искусство конца 19 — начала 20 веков». Эту выставку череповецкие музейщики готовы представить в качестве образовательной программы. Только вот образовательные учреждения Череповца специальные экскурсии заказывают неохотно.

Те два с половиной человека на каждый музей, что работают в Череповце, могут прыгнуть выше головы. И прыгают. Также, как и столичная галерея, устраивают программы для посетителей с ограниченными возможностями здоровья. Устраивают лектории, специальные акции и, разумеется, дальше будут это делать.