35media.ru

Лучшее сочинение России написала школьница из Череповца

7 декабря все ученики девятых и одиннадцатых классов будут писать сочинение, чтобы получить допуск к ОГЭ и ЕГЭ. Ученицу 10 «А» класса школы № 40 Анастасию Тицкую это испытание не страшит, ведь ее сочинение вошло в 50 лучших работ 2016 года.

«О министре ничего не помню»

3 ноября в зале заседаний Министерства образования и науки РФ царила торжественная атмосфера: награждали и поздравляли 50 школьников, которые стали победителями Всероссийского конкурса сочинений. Авторам лучших работ подарки и дипломы вручала министр образования Ольга Васильева. Среди победителей была и череповчанка Настя — скромная и симпатичная девочка из Череповца.

— Когда мое имя появилось на экране и я поняла, что нужно встать и идти, то от волнения внутри все тряслось. И если честно, что я ничего не запомнила — так волновалась, — рассказывает с улыбкой Анастасия, сидя в школьной библиотеке. — Для меня все это было шоком, и я только после церемонии стала хоть что-то соображать. Среди подарков было много книг: энциклопедии, художественные произведения и сборники для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Но все-таки главный для меня подарок — это диплом победителя и сборник «50 лучших школьных сочинений», среди которых и моя работа. Еще я получила возможность поехать летом в «Артек», пока неизвестно, на какую смену, и жду этого с нетерпением.

Работа Анастасии была посвящена творчеству Уильяма Шекспира. Почему она выбрала эту тему из шести предложенных? Ответить на этот вопрос наша героиня затруднилась.

— Настя скромничает, — пояснила учитель русского языка и литературы школы № 40 Любовь Калинина. — Она серьезно увлечена английским языком, многие произведения читает в подлиннике. А Шекспир — неотделим от английской литературы, и его творчество интересно. А еще его произведения, написанные давным-давно, трогают за душу подростков. Этот автор дает возможность поразмыслить над особенностями человека прошлого и современного.

В числе 50 победителей федерального этапа конкурса есть еще две ученицы из Вологодской области: Дарья Калапышина, которая представила на конкурс сочинение «Заочная экскурсия в музей Н.М. Рубцова, открывшийся в 2036 году» и Аполлинария Теленкова с сочинением «Открывая дорогу в космос, не пытайтесь сделать ее для всех одинаковой», победившая в специальной номинации «Национальное достояние России» Всемирной федерации ассоциаций, центров и клубов ЮНЕСКО.

Секреты победы

В чем секрет успешного сочинения? На этот вопрос Анастасия ответила первой:

— Если тема запала в душу и прочувствована тобой, то пишется легко и быстро. Мне нравится писать от себя. Просто нужно сесть, подумать и начать делиться своими эмоциями, мыслями. Я не люблю писать на компьютере, пишу по старинке — ручкой в тетради. На это сочинение у меня ушло где-то два дня, а потом уже мы вместе с Любовью Александровной работали над текстом.

— Когда тронуло — тогда пишется. Уровень сочинения зависит от желания самого ученика, от его личности и от его опыта, — рассказывает Любовь Калинина. — В прошлом году Настя участвовала в этом конкурсе и писала по произведениям Антона Павловича Чехова, рассуждала о необходимости добрых поступков в жизни человека. Заняла второе место на региональном этапе, но до конца не раскрылась. А здесь сложилось все, как и в любом творчестве: огромный труд и капелька удачи. И такие конкурсы помогают ребятам развиваться, дают опыт. И многие из моих учеников с удовольствием принимают участие в таких творческих конкурсах. А вообще сочинение — это отличный способ порассуждать и подумать над какой-то идеей, и такая возможно бесценна в наше время, когда очень много информации и событий.

— Любовь Александровна, а современные школьники любят писать сочинения?

— Не все, но многие любят. И дело не в подготовке к сочинению как к допуску к экзамену. Они хотят быть услышанными, они хотят высказать свое мнение. Вот недавно в классе Насти и у одного из учеников прочитала такую мысль: «Счастливыми хотят быть все, но нужно быть достойными счастья». И для меня как учителя прочитать такие строки в школьной работе — лучшая награда. Работа над сочинением — это работа над самим собой, и неважно, какую профессию ты выбираешь.

Кем быть? Сейчас ответ на этот вопрос ищет победительница престижного конкурса.

— Мне все задают этот вопрос: в школе, дома, друзья, — говорит Анастасия. — Пока не определилась. Хотела пойти учиться на «филологию» или «журналистику». А сейчас думаю о более точных науках. Время для выбора у меня пока есть.

Полина Удовиченко

Сочинение Анастасии Тицкой
Сквозь века с датским принцем в сердце
(заочная экскурсия в виртуальный музей культурного наследия Шекспира)

Я ловлю в далеком
отголоске,
Что случится
на моем веку.

Б. Пастернак. «Гамлет»
 
Добрый день, уважаемые гости единственного в мире виртуального музея культурного наследия Уильяма Шекспира, поэта и драматурга XVI века. Сегодня мы с вами совершим путешествие в Россию XX столетия. Давайте вместе узнаем, как связаны две страны и две эпохи, почему творчество английского классика не перестает волновать сердца людей.

Экспозицию открывает портрет Александра Блока, запечатленного в роли главного героя пьесы «Гамлет», разыгранной домашним театром в 1898 году. В берете, белой рубашке и плаще из пледа с бахромой, он крепко держится за эфес шпаги, вглядывается вдаль, в даль наступающего века, будто предчувствуя, что в двадцатом веке будет

Еще бездомней,
Еще страшнее жизни мгла.

Теперь пройдем в Дом искусств (ДИСК), что находится на углу Невского проспекта и реки Мойки, у Зеленого моста. Поблуждав в лабиринте социального общежития-приюта для деятелей искусства, мы оказываемся в комнате Осипа Мандельштама. Здесь в 1922 году он пишет стихотворение «Век», в котором передает свое осмысление происходящих в стране событий и, как Гамлет, утверждает, что «век расшатался», что нужно «восстановить его»! Поэт считает, что разрушение старого мира большевиками несет за собой огромную трагедию, так как обрывается связь веков, нескольких поколений. Чтобы построить новый мир, нужно не уничтожать старый, а «узловатых дней колена флейтою связать».

Следующий экспонат нашего музея прост и необычен. Это горящая свеча. Помните, у Бориса Пастернака есть стихи:

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела?

А вот и он, склонившись в тусклом свете свечи, переводит «Гамлета». Это будет лучший перевод английской трагедии на русский язык. Это будет перевод, отразивший и трагедию России первой половины XX века. Шекспир вдохновил Пастернака на написание романа «Доктор Живаго», где от лица главного героя звучит одноименное с трагедией о датском принце стихотворение. Сначала нам кажется, что в нем рассказывается о трудностях выступления на сцене. Но смысл его слов намного глубже – о жизненном пути человека. Гамлет Пастернака говорит, что жизнь очень тяжелая и что эту ношу каждый несет в одиночестве: «Я один, все тонет в фарисействе. Жизнь прожить – не поле перейти». Это стихотворение о нравственном выборе человека, который должен быть верен своим принципам и твердо идти к цели, несмотря на жизненные обстоятельства: «Но продуман распорядок действий, и неотвратим конец пути».

Именно пастернаковского «Гамлета» читал, выходя на сцену перед началом спектакля в Театре на Таганке, Владимир Высоцкий. Он перед вами. Всмотритесь в образ Гамлета-Высоцкого: черные вельветовые джинсы, черный свитер ручной вязки, гитара… Это не Дания XVI века, это Россия 70-х годов прошедшего столетия. Актер играет не принца датского, а своего современника, которого мучают те же вопросы несправедливости мира. По словам зрителей, этот Гамлет стал одним из лучших сценических образов. Актер не понимал, почему люди задумываются над вопросом «Быть или не быть?». В исполнении Высоцкого знаменитый монолог всегда звучал по-разному, но с единственной уверенностью – быть. Он говорил: «Вопрос в том, чтобы не вставало этого вопроса».

Гитара стала и следующим экспонатом нашего музея. Это электрогитара рок-музыканта конца ХХ века Виктора Цоя, в творчестве которого сильно звучат мотивы шекспировского Гамлета. Знаменитый поэт и исполнитель задает вопрос: «Камнем лежать или гореть звездой?». Снова выбор: «Быть или не быть?» Вечный жизненный выбор, где не существует идеально верного решения. Как в «Гамлете», «Ромео и Джульетте», «Макбете»… Как во всем творчестве Шекспира.

Уважаемые слушатели, подошла к завершению наша с вами экскурсия «Культурное наследие Шекспира. Россия. XX век». Как вы могли убедиться, в центре нашей беседы были образы и идеи пьесы «Гамлет», которая так созвучна трагичному, «бездомному» прошедшему столетию. Мы предлагаем самостоятельно ознакомиться с теми экспонатами, которые остались без внимания. Это поэзия Анны Ахматовой, Марины Цветаевой, Андрея Вознесенского, Иосифа Бродского… Постановки Всеволода Мейерхольда, Григория Козинцева, Андрея Тарковского, Глеба Панфилова… Песни Аллы Пугачевой, Александра Башлачева… Этот список несовершенен, не завершен. Наш музей не имеет границ, как нет границ у культурного наследия Шекспира – великого творца эпохи Возрождения.

Вас также ждут залы XVII, XVIII, XIX веков, залы Англии, Японии, Америки, Китая… Экспозиция XXI века находится на стадии формирования, и каждый из вас, уважаемые гости, может внести свой вклад в его создание, в дело сохранения наследия Шекспира, читая произведения великого классика, размышляя над вечными темами, вглядываясь в то, что «случится на … веку».
До свидания! Счастливого путешествия по творчеству Уильяма Шекспира!

Анастасия Тицкая, ученица школы № 40