Готовясь к зимнему сезону, сотрудники предприятия «Спецавтотранс», отвечающего за содержание общегородского имущества, подводят итоги лета. 27 украденных или поврежденных урн. 102 поломанные скамейки, которые пришлось ремонтировать 109 раз — некоторые дважды и даже трижды! Но это, как ни печально, дело привычное. А вот что совсем невозможно «понять и простить»: вандалы добрались и до детских городков. «Совести у них нет!» — пишут возмущенные череповчане, обсуждая в соцсетях серию актов вандализма, совершенных этой осенью на новых игровых площадках.
Вандалы на качелях
Напомним, этим летом в рамках проекта «Подарок городу — 2016» компания «Северсталь» профинансировала установку девяти современных детских городков. Места для них выбрали сами жители. Но вот прослужили новые качели недолго.
— Почему вандалы портят именно качели? Хотят отправить их на металлолом?
Сейчас «Спецавтотранс» размещает заявку на поставку и установку новых качелей.
Транспорт под обстрелом
В сентябре на перегоне между остановками «Красный ткач» и «Улица Архангельская» неизвестный выстрелил в окно трамвая № 8, который ехал в направлении улицы Олимпийской. Кондуктор и водитель услышали сильный хлопок и увидели, что стекло треснуло. Поблизости не было ни людей, ни проезжающих машин. Скорее всего, выстрел был сделан из близстоящих домов. В трамвае были пассажиры, но никто, к счастью, не пострадал: стекло не выпало из рамы, а просто пошло сеточкой. Ущерб составил около 7 тысяч рублей.
Под «обстрел» не раз попадали и череповецкие автобусы.
Да и культура поведения в общественном транспорте у череповчан сильно хромает. Пассажиры рвут сиденья или пачкают, проливая на них напитки, разрисовывают маркерами стены, лепят повсюду жевательные резинки, оставляют мусор — обертки от шоколадок, пустые пакеты из-под чипсов и т. п.
Костер на поле
Сталкиваться с порчей имущества нередко приходится и учреждениям образования, особенно учитывая, что таковой порчей можно смело считать и надписи либо рисунки на стенах. А уж заборам достается регулярно, да и на пришкольных стадионах не все всегда гладко.
В минувшем августе, например, ребята подожгли искусственное покрытие на стадионе школы № 20, недавно установленное в рамках городской программы. Нарушителей обнаружили сразу же, собственно, еще до того, как они успели покинуть стадион: на школьной территории есть видеокамеры и изображение в режиме реального времени поступает на пульт охраны. Словом, уйти от ответственности не так-то просто. Родители подростков выплатили сумму ущерба.
Ребята (среди них были и ученики этой школы) решили «просто развести костер» после того, как поиграли в футбол. То есть вполне вероятно, что злого умысла как такового у них не было.
Вообще подобные случаи психологи действительно обычно причисляют не к вандализму, а к «опасному детскому и подростковому экспериментированию без понимания и осознания последствий и нанесенного чужой собственности вреда».
Унитаз в сумке
Медучреждения тоже частенько страдают от любителей поломать и попортить вещи. Так, на только что покрашенных стенах готовящегося к открытию филиала поликлиники № 7 отпечатались четкие следы футбольного мяча. «Придется закрашивать», — со вздохом замечает главный врач поликлиники Павел Дмитриев. А это деньги — ведь надо купить материалы и оплатить дополнительную работу.
Самые любимые развлечения юных пациентов центрального офиса поликлиники № 7 — катание на шлагбауме на въезде во двор медучреждения, отчего тот то и дело приходится чинить, и гонки по диванчикам в коридоре второго этажа. Причем следы, которые четко отпечатываются на сиденьях, оставляют явно не малыши двух-трех лет, а вполне самостоятельные тинейджеры.
Бывают и курьезные случаи, впрочем, вполне подпадающие под определение «кража».
В областной клинической больнице № 2 нам показали подоконники на лестничных пролетах центрального корпуса, которые изрядно подпорчены пациентами и посетителями. Во-первых, это курильщики, которые просто тушат окурки о подоконники, притом что и права-то курить в больнице у них нет. Но за каждым пациентом, который с сигаретой тайком прошмыгнул на немноголюдную лестницу, медики уследить не в состоянии. Во-вторых, любители поговорить по телефону, глядя в окно, возможно, в задумчивости, а возможно, по глупости просто начинают расковыривать пластик подоконников. Сделать это не так-то просто, но что может остановить человека упорного?
Невесты верхом на диванах
— Как вы боретесь с такими, так и подмывает сказать, паразитами? У вас есть видеонаблюдение?
Откуда тяга к разрушениям?
С таким вопросом мы обратились к кандидату психологических наук практикующему психологу Александру Викулову. Есть несколько определений вандализма, и согласно одному из них вандализм — это агрессия против чего-либо: например, против какого-либо имущества, которое «агрессору» не принадлежит. За такой агрессией, как правило, стоят человеческие отношения.
Этой спонтанной энергии особенно много у некоторых детей и подростков. Разрядить ее мирно можно через интенсивные занятия физкультурой или спортом, любые энергичные движения. У взрослых разрядкой тоже может стать физическая активность — допустим, игра в футбол или баня, сауна и т. д.
Второй вид — это травматичная агрессия: когда, с точки зрения самого человека (не всегда соответствующей истине), ему кто-то конкретный специально нанес урон — оскорбил, унизил и тому подобное. Эта агрессия может быть направлена как на одного человека, так и на группу людей, организацию и т. д. И тогда вандализм направлен на предметы частной собственности этого «оскорбителя» — человека или целой группы.
— Имеет ли значение время года? Некоторые отмечают, что «обострение» вандализма наблюдается весной и осенью.
Елена Бжания, Алина Волкова, Анна Савина, Елена Колядина, Татьяна Васнецова