Гипермаркет на месте бывшего трамвайного депо построят в Череповце

«Проезжал мимо бывшего трамвайного депо на улице Кравченко, удивился, что его ломают. Зачем такое хорошее здание крушат?» — выражали недоумение горожане, обращаясь на прошлой неделе в редакцию «Голоса…». Действительно, строение на улице Кравченко не узнать — один остов в клубах пыли. Но ничего ужасного (если не считать легкой грусти по городу нашего детства) с бывшим трамвайным депо не происходит — оно меняет свое назначение, обретая новую рыночную жизнь. Собственник здания, построенного после войны, неоднократно менялся. Трамвай, который, кстати, в октябре отмечает 60 лет, — лишь одна страница истории этого череповецкого дома.

Квест «Найди владельца»

«Здание трамвайного депо по адресу: улица Кравченко, 2, в настоящее время нам не принадлежит, — сообщил «Голосу…» директор МУП «Электротранс» Алексей Калашников. — Мы его передали автоколонне, которая этот актив продала».

— Передача от «Электротранса» нам состоялась чисто на бумаге — мы это здание не занимали, ничего нашего там нет, — пояснил начальник МУП «Автоколонна № 1456» Виктор Смирнов. — Нужно обратиться в комитет по управлению имуществом мэрии, они точнее скажут, что происходит с этим строением.
— Здание никто не крушит. Оно было в муниципальной собственности, но стояло пустое, — проинформировала начальник отдела муниципальной собственности мэрии Татьяна Торицына. — Его реализовали стороннему собственнику, который и проводит там реконструкцию. По информации собственника, которая была размещена на здании, в нем будет магазин одной из сетей гипермаркетов.

Родом из сталинских времен

У этого невзрачного с архитектурной точки зрения, но дорогого сердцу старожилов города промышленного здания своя долгая история.

— Пять лет назад я готовил для Череповецкого музейного объединения выставку, посвященную 55-летию нашего трамвая, — рассказал сотрудник «Северсталь-метиз», эксперт по общественному транспорту Александр Мокин. — Кстати, 19 октября трамваю Череповца исполняется 60 лет: трамвайное управление Череповецкого металлургического завода создано 17 сентября 1956 года, а первый трамвай в Череповце пошел 19 октября 1956 года в 16 часов. При подготовке выставки я общался с ветераном, бывшим директором трамвайного управления с 1982 года Николаем Зеленцовым. Несмотря на свой тогдашний возраст — 80 лет, Николай Николаевич очень бодро рассказал про депо. Строение не совсем обычное. Одноэтажная часть здания — это бывшая районная котельная, проект которой был выполнен Ленинградским отделением «Гипрогор» в 1949 году.

В конце 1955 года котельную перенесли, а пустующее здание было решено переоборудовать под трамвайное депо. Было там трамваям и работникам неудобно, так как строение было плохо приспособлено. В промежутке с 1957 года по 1962-й выполнена двухэтажная пристройка к существующему зданию, пристроена вторая ремонтная канава для осмотра вагонов, вторая тяговая подстанция. Здесь расположилась ремонтная база трамвая, реконструкция которой произведена в 1959, 1963 и 1977 годах. Проектная документация на реконструкцию выполнялась проектным отделом ЧМЗ. В 1973 году закончено строительство расширяемой части депо на 2 ремонтные канавы с бытовыми помещениями. Уже в новейшей истории Череповца, в 1996 году, трамвайное управление от металлургов передано городу, а в 2000 году открыты ремонтные мастерские в трамвайном депо в конце улицы Олимпийской.

Организовала газету и сошла с ума

Улица Кравченко давно была знаменита в городе тем, что на ней оставалось всего 2 дома — депо и сталинский жилой дом. (Еще одна такая же «двудомная» улица — Пушкинская). По сути, сейчас улица Кравченко — это тупик. Когда-то депо окружали многочисленные частные деревянные дома, в один из них я ходила в раннем детстве в гости к своим родственникам и запомнила сладости из свеклы и моркови, которые делали в русской печке. Карма улицы еще в том, что большинство горожан уверены — она названа в честь «какого-то мужика по фамилии Кравченко».

Свое теперешнее название улица Полевая получила в 1957 году, а Кравченко — это революционерка. Улица расположена, заметим, неподалеку от издательского дома «Череповец» (ул. Металлургов, 14а) и редакций городских газет. Но вернемся к персоне Кравченко. Агриппина Кравченко — человек необычайной судьбы, ее жизнь в Череповце связана с политикой, медициной и прессой.

2 декабря 1917 года на местном партийном съезде было предложено взять редактирование череповецкой прессы под контроль. И одновременно принято историческое для Череповца решение издавать газету «Известия Череповецкого Совета крестьянских, рабочих и красногвардейских депутатов», открывшую новую веху в истории череповецких СМИ. Инициатором этого издания стала Агриппина Петровна Кравченко. А первым редактором «Известий» стала родная сестра А.П. Кравченко — Людмила Петровна Малинина.

Агриппина Петровна, медик по образованию и по роду деятельности, то есть представитель самой гуманной специальности, увлеклась революционными идеями, в 1902 году вступила в РСДРП. Состоя врачом Череповецкой земской больницы, она активно способствовала распространению большевистских идей и даже возглавила местный комитет большевиков. (Правда, увлечение марксизмом не прошло для нее бесследно. В конце жизни она потеряла рассудок и, как вспоминают очевидцы, в психиатрической лечебнице проводила время в беспрерывных «беседах» с Марксом и Лениным, призывая к этому и приходивших к ней людей). Сейчас можно по-разному оценивать деятельность этой женщины. Но одно можно сказать определенно: ее заслуги в области журналистики несомненны. Ведь Агриппине Кравченко удалось создать газету, которая пережила все перипетии революционного времени и периода перестройки и продолжает благополучно существовать сейчас. В январе 1918 года при активном содействии Агриппины Петровны вышел первый номер «Известий», через год ее переименовали в «Коммунист», а ныне она хорошо известна череповчанам под названием «Речь». Газета через 14 месяцев отметит 100 лет!
Вот сколько воспоминаний навеял вопрос наших читателей «Зачем ломают депо?»

Елена Колядина