35media.ru

Продажи алкоголя в России снизились, но меньше пить жители страны не стали

В январе — августе текущего года в России было куплено меньше спиртного, чем за тот же период прошлого года. Упали продажи водки, ликеров, коньяков, вина, шампанского, пива… Но вовсе не в оздоровлении нации тут дело, как посчитали эксперты «Известий».

По данным Росстата, продажи алкоголя снизились почти на 1 млн декалитров — с 65,5 млн до 64,7 млн, во всех категориях спиртного, от пива до водки. Меньше всего падение сказалось на крепком алкоголе: продажи водки и ликеров за год снизились почти на 1 %, коньяка и бренди — примерно на 3 %. А вот продажи шампанского и вина упали на 5 и 12 % соответственно. С одной стороны, очевидно, что в стране действительно стали меньше пить. Но статистика хитра. Как подчеркивают эксперты, ни раньше, ни теперь невозможно точно подсчитать, сколько в России ежегодно выпивается нелегального алкоголя, ведь Росстат оперирует только данными о легальных продажах. По всей стране можно вполне законно приобрести самогонный аппарат или мини-пивоварню.
И отследить, сколько было произведено и употреблено такого алкоголя, практически нереально. Кроме того, эксперты призывают учитывать данные демографии. Дело в том, что с 1990 по 1998 год в нашей стране рождалось в два раза меньше детей, чем в предыдущее десятилетие. То время принято сейчас именовать демографической ямой. Население страны с 1989 по 2002 год сократилось на 1,8 млн человек. При этом основные потребители алкоголя — люди от 18 до 55 лет. Именно сейчас «поколение демографической ямы» выросло и составляет внушительную часть пьющего населения. Обвал рынков происходил постепенно. Когда рожденные в 1990-м вышли на пивной рынок в 2008 году (пиво считается уделом молодежи), то они его за последние восемь лет обрушили. На винный рынок девушки устойчиво выходят в 22 года — с 2012 года и началось снижение потребления вина. И можно спрогнозировать, что падение рынка крепкого алкоголя произойдет через 2 — 3 года, когда поколение 90-х перейдет на более крепкие напитки. Налицо чистая математика: потребителей алкоголя стало меньше, потому и покупать спиртное стали меньше. Между тем в расчете на душу населения ничего не изменилось: как пили, так и пьют.

Андрей Савин