Скрытая угроза: когда в Череповце поменяют отслужившие лифты?

Представители лифтовых служб считают, что из-за ценового демпинга конкурентов качество обслуживания лифтов, и без того требующих замены, снижается.

Замена отслужившего лифта тесно связана с программой капитального ремонта жилья. Но это мероприятие при всей своей безотлагательности почему-то получает далеко не первое место в очередности исполнения работ. Домов, где лифты исчерпали 25-летний срок службы, в Череповце много, однако на следующий год запланирована их замена лишь в 19 многоэтажках. Лифтовым службам не остается ничего другого, как «штопать» оборудование текущими ремонтами, но и здесь, как поделились с «Голосом...» специалисты, они сталкиваются с немалыми проблемами.

«Странная ситуация»

Установка нового лифтового оборудования — самый больной вопрос в сфере капитального ремонта жилья, потому что самый дорогостоящий (замена одного лифта обходится примерно в два миллиона рублей). Поэтому регионального оператора, когда он устанавливает первоочередность ремонтов, с одной стороны, можно понять: заменить все лифты, но в одном доме, или починить на ту же сумму крыши сразу в нескольких домах? С другой стороны, поломка одного лифта — дело гораздо более опасное, чем протечка нескольких крыш, потому что напрямую угрожает жизни людей. Разумеется, работники лифтовых служб, которые несут ответственность за исправность этого оборудования, смотрят на проблему как раз с другой стороны.

— На обслуживании у нас около 500 лифтов, — рассказывает Галина Мурашкина, старший мастер одной из лифтовых служб города. — Честно говоря, половина из них старые, поставленные в 80-х — начале 90-х. Естественно, оборудование требует замены, поскольку срок службы лифта — 25 лет. Еще в 2012 — 2013 годах, когда довольно много лифтов подпало под действие государст��енной программы по замене, мы столкнулись со странной ситуацией, которая повторяется до сих пор. Более «молодые» лифты, с пятилетним запасом эксплуатации, были заменены, а старые ездят до сих пор. Гоголя, 33, Набережная, 53, Архангельская, 74, — это, конечно, далеко не полный список проблемных домов. Тем из них, которые делают взносы в «общий котел», остается ждать, пока областной Фонд капремонта ими займется; а тем, которые открыли спецсчет, — копить деньги усилиями жильцов. И копить, в силу дороговизны этого вида ремонта, придется долго.

Двадцать поломок в сутки

Другой наш собеседник Михаил Кравченко работает электромехаником и заместителем директора фирмы, на обслуживании которой находится 400 лифтов. Михаил Алексеевич говорит, что все лифты сейчас в пригодном для эксплуатации состоянии. Но судя по цифре, которую он называет, поддерживать их в таком состоянии стоит немалых усилий: ежесуточно в службу поступает около 20 заявок на устранение сбоев и поломок.

Замена лифта и текущий ремонт, конечно, несопоставимы по стоимости. По нашей просьбе Михаил Кравченко дал примерный расклад цен:

— Легкие сбои в электронике лифта, если он современный, в открытии и закрытии дверей — это мы устраняем в течение получаса; стоимость работ полностью входит в обслуживание лифта по договору, заключенному между нами и ТСЖ либо управляющей компанией. Стоимость работ, связанных уже с легкими поломками в механизме, — тоже. Ну, плюс, в зависимости от характера поломки и наличия у нас запчастей, тысяча рублей сверху. Ремонт лифта, предполагающий разборку его основных элементов (редуктора, двигателя, кабины), стоит в среднем от 3 тысяч до 5 тысяч руб-лей. Был единственный случай, когда ремонт редуктора потребовал 13 тысяч. Такого рода работы мы называем уже капитальным ремонтом, в текущем году было отремонтировано около 15 лифтов, процесс занимает сутки, иногда несколько суток.

«Вы не подвинетесь?»

В ситуации, когда вместо замены лифта делают текущий ремонт, остается надеяться, что этот самый текущий ремонт выполняется по высшему разряду. Однако и здесь, судя по словам специалистов, не все гладко.

— Лифт — это сложное электромеханическое оборудование, в новых модификациях присутствует еще и электроника. А квалифицированных электромехаников гораздо меньше, чем просто механиков или электриков, — говорит старший мастер лифтовой службы Галина Мурашкина. — У некоторых городских компаний — не будем их называть — из-за этого сейчас масса проблем. Подготовка электромехаников зачастую не отвечает необходимым нормам и требованиям. У нас сотрудники во многом старой советской закалки и относятся к делу ответственно, стараются полноценно передать знания новым кадрам. Кроме того, чтобы поддерживать лифт в должном состоянии, за ним, как и за любой машиной, должен следить один хозяин. А у нас лифты периодически уходят к какой-нибудь другой службе, которая предложила управляющей компании более низкие цены. Но дешево и хорошо обслуживать эту сложную технику невозможно. К тому же сами жильцы дома порой доводят лифт до такого состояния! На улице Маяковского нам как-то раз попался лифт с выбитой задней стенкой.

— И в том же районе, — поддерживает коллегу Артур Бабахин, начальник производственного участка, — мы нашли лифт, электропроводка которого из алюминия была окислена и разрушена... жидкостью определенного происхождения, скажем так.

Продолжая тему качества обслуживания, Артур Валентинович согласился с Галиной Геннадьевной в том, что главная беда — это низкий уровень специалистов: «Я лично ходил в учениках несколько лет, меня далеко не сразу допустили к самостоятельной работе с оборудованием. И это нормально, потому что опыт в этой сфере набирается долго, техника сложная и очень разная, да и ответственность большая, вплоть до уголовной». Во-вторых, труднообъясним выбор лифтов на замену: «Совершенно не учитывается мнение организации, обслуживающей лифты». И в-третьих, позиция управляющих компаний.

— В отличие от ТСЖ, которые ответственно относятся к своему жилью, управляющие компании откровенно навязывают нам политику низких цен, — поясняет Артур Бабахин. — На таких условиях мы не можем вовремя купить запчасти, не можем достойно заплатить сотрудникам. Частый случай, когда компания говорит нам: «А нам вот предложили дешевле, вы не подвинетесь?» Это, кстати, ситуация именно Череповца. В Вологде и других регионах я, обсуждая данный вопрос с коллегами, о таком не слышал. Иногда нам приходится отказаться от обслуживания, потому что сбавить цену еще больше, чем конкуренты, и притом поддерживать технику в хорошем состоянии невозможно. И вот от нас опять уходят в чужие руки лифты, за которыми мы следили полгода. А надо следить постоянно, чтобы знать каждый конкретный лифт на участке, но в таких условиях этого не добиться. Да вот простой пример, как зачастую проходит обслуживание. Если хотя бы один из трех лифтовых канатов, поддерживающих кабину, находится в изношенном состоянии, менять надо все три, поскольку канаты работают в связке. Это серьезная, кропотливая работа. Но проще, быстрее и дешевле поменять один. Сорок минут — и лифт продолжает работать.

Хочется добавить: да, лифт продолжает работать, неся в себе скрытую угрозу, а в нем продолжают находиться люди...

Николай Васильев