Юные череповчане принимали участие в конкурсе социальной рекламы «Твое дело»

Есть скептики, считающие социальную рекламу пафосом, не дающим реального эффекта. На самом деле хорошая, талантливо сделанная реклама может так зацепить зрителя или слушателя, что вызовет сильную эмоциональную реакцию.

Что важнее телефона

Видеоролик «Мы с тобой одной крови» был снят ребятами из 8 «В» класса школы № 22 и их классным руководителем Светланой Ефремовой. Центральный персонаж — никому не нужная собака, которую кто-то бросил, оставив привязанной к дереву. Люди проходят мимо, животное смотрит на них с надеждой, но никто не останавливается, чтобы помочь. Появляется девочка, отбросив сотовый телефон, по которому говорила, она подходит к собаке, отвязывает и гладит. Главную роль исполнила подопечная приюта «Пес и Кот» по кличке Агата, между прочим, все еще ждущая своих будущих хозяев. Ребята и их педагог очень надеются, что съемки в ролике помогут Агате найти свое простое собачье счастье.

Владимир Федянин, Дарья Ярославцева, Георгий Елисеев, Сергей Пичугин, Ксения Терентьева, Светлана Шилова, Анастасия Позднякова, Олеся Быкова и Светлана Владимировна Ефремова — творческая группа, создавшая ролик. Они побывали у нас в редакции в гостях. Вопрос о том, почему для конкурсной работы была выбрана тема о бездомных животных, отпал сам собой, когда педагог рассказала, что некоторые ребята из ее класса регулярно бывают в приюте для бездомных животных и помогают там по мере сил, две девочки работают волонтерами в «ПиКе», а педагог— волонтер в приюте «Большое сердце».

— Можно сказать, они с этими собаками растут, — улыбнулась Светлана Владимировна. — Мы связаны с приютом уже практически два года.

О том, как это началось, вспоминает Дарья:

— Мы с одноклассницей были на акции приюта, познакомились с одной девочкой нашего возраста и договорились, что в следующий раз поедем в приют вместе с ней.

Дарья, кстати, исполняла в ролике главную человеческую роль — девочки, которая предпочла телефону искреннее общение с собакой.

— Мы хотели показать, что чья-то настоящая жизнь дороже, чем какой-то там телефон, — говорит девушка.

Почти у всех ребят есть домашние животные, в том числе некогда беспризорные. Например, в семье Федяниных живет пес Чаки, взятый из приюта.

— Его взяли еще до того, как мы начали ездить в приют. Еще ни разу не пожалели о том, что забрали его к себе.

А у Светланы Владимировны дома живут две кошки и один кот, двое хвостатых тоже «родом» из приютов для бездомных животных, причем ярославских (в этом городе у семьи есть родственники).

Творческий процесс

Что касается съемочной кухни, то некоторые обязанности делятся между несколькими, а то и всеми участниками — например, сценарий придумывался общими силами, а стихи, звучавшие за кадром, написала Светлана Владимировна. Но есть и «незаменимые»; скажем, никем не оспаривается, что монтажер — Сергей Пичугин.

Этот ролик для ребят отнюдь не первый. В прошлом году они участвовали во Всероссийском фестивале школьного телевидения «Телекласс», где заняли второе место. Также они создавали видеоролики к Дню города, Дню Победы. На данный момент в работе находится ролик, являющийся расширенным вариантом уже представленной работы — для конкурса «Телекласс» этого года.

Рабочее название нового социального ролика — «Не бойся сделать шаг навстречу — его оценят!».

Во время съемок социальной рекламы у видеокамеры внезапно стал садиться аккумулятор. Пришлось часть материала снимать на фотокамеру, которая тоже начала демонстрировать намерение разрядиться. Но вопреки сложностям нужный материал удалось отснять без особых проблем.

Когда мы спросили у ребят, какова была реакция их друзей и родственников, посмотревших ролик, большинство ответили, что реклама всем понравилась, а Дарья добавила:

— У меня бабушка плакала...

Также мы поинтересовались, какие социальные проблемы, по мнению школьников, сейчас самые острые. Ксения, только что вернувшаяся из Санкт-Петербурга с конференции (точнее, межрегионального сбора детских общественных объединений) «Звезды дарят надежду», где в том числе затрагивалась тема суицида, сказала следующее:

— Молодежь не ценит жизнь. Повысилось количество самоубийств именно среди молодых людей, — конечно, статистические данные Ксения узнала на конференции, но с подтверждением факта столкнулась и в реальной жизни: — У меня есть знакомые, которые пытались совершить акт суицида. Еще проблемы — жестокость на телевидении, игромания, когда компьютерные игры и вообще всяческие гаджеты затягивают людей, подменяя живое общение, искренние чувства. Может, поэтому на наших улицах можно встретить привязанного к дереву и потерявшего надежду пса, искалеченного котенка, безразличных прохожих.

В «журнальном» стиле

Алена Пугачева — студентка 4-го курса ЧГУ, будущий журналист. Ее конкурсная работа — плакат «Обычная история», где в стиле модных журналов снята кукла Барби со следами побоев.

— Почему плакат так называется?

— Плакат сделан как разворот журнала для девочек. Если помните, в таких журналах печатаются комиксы из жизни кукольного семейства — поездки на пикники, вечеринки, праздники, встречи с друзьями. В общем, обычные истории из жизни Барби и Кена. В нашей суровой реальности обычной историей становится насилие. Хочется с помощью таких контрастов показать, как разрушается хрупкий детский мир, как ломается внутри ребенка его «я». И, конечно же, попытаться найти решение.

Алена не сразу решила, что свою работу посвятит этой теме, но она все-таки возникла, и девушка поняла, что хочет сделать акцент — дети как свидетели домашнего насилия. Вот тут и появились игрушки, куклы — как символ детства. Алена говорит, что не разрабатывала плакат, а просто увидела его. Ей хотелось рассказать о том, что от домашнего насилия дети страдают, даже если являются не непосредственными жертвами, а свидетелями — это тоже ломает их мир.

— Мне самой с домашним насилием, к счастью, сталкиваться не приходилось. Но любое насилие — в семье и вне семьи, физическое и психологическое — меня задевает. Как и его последствия. К примеру, влияние демонстрации жестоких сцен на экране телевизора, мониторе компьютера на психику детей, которое выливается в равнодушие, принятие факта насилия как чего-то нормального. Сейчас с этим борются — ввели возрастной ценз, ограничивают показ подобных сцен по телевидению в дневное время. Но вырезать домашнее насилие из действительности, как в фильме, не получится.

Бездействие — тоже проблема

Вообще, проблемы, связанные с детством, кажутся Алене наиболее острыми. Ведь качества, заложенные в человеке в детстве, определяют характер человека, поведение, по сути — дальнейшую жизнь. Многих проблем можно избежать, если ребенок будет воспитываться в благоприятной обстановке, с младенчества зная, что такое хорошо и что такое плохо.

— Еще меня волнует равнодушие нашего общества. У нас, если видят лежащего на улице человека, сразу думают, что он пьяница и помогать ему не надо. Может быть, в некоторых случаях дело даже не в равнодушии. Просто люди не всегда знают, как можно помочь. Позвонить? Куда? Что сказать? Я сама, наверное, в такой ситуации растеряюсь, не сразу соображу, что делать. Наше общество как будто боится делать добрые дела, боится получить отказ, предложив помощь. А ведь за это никто не наказывает. Не приняли помощь? Ничего страшного. Зато люди теперь будут знать, что есть вокруг те, кто готов помочь. Каждый из нас способен изменить мир. Все преграды и проблемы чаще всего мы придумываем сами, оправдывая свою лень. Начать менять этот мир нужно с себя — это все знают, но не все готовы к этому. Такое бездействие тоже кажется мне социальной проблемой.

— Ваши родные и друзья видели плакат? Как отреагировали, какие были отзывы?

— Больше всего плакат зацепил десятилетнюю двоюродную сестренку — ей до слез стало жалко куклу. Хорошо, что так цепляет, значит, есть эффект.

Алене хотелось бы продолжить работать над тематикой насилия в семье и дальше.

Елена Бжания