Клубный просмотр: череповчанам покажут авторское кино

В контексте наступающего Года кино Череповцу есть что предложить своим горожанам, неравнодушным к искусству, культуре и глубоким вопросам человеческого бытия.

В Верещагинке стартовал новый проект «Клубный просмотр», цель которого — знакомить аудиторию библиотеки с авторским, не мэйнстримовым кино, дающим пищу для эмоций и размышлений. На 20 ноября запланированы просмотр и обсуждение голливудского фильма «Анна Каренина» (12+), а на 21-е число — чтение романа Льва Толстого и сравнение фильма с источником.

Первой в истории «Клубного просмотра» стала картина режиссера Элема Климова «Прощание», снятая по мотивам повести Валентина Распутина «Прощание с Матерой». Это сильное, глубокое кино, поднимающее вопросы разного уровня — от событийно-исторического (затопление одноименных деревни и острова при строительстве ГЭС в советские времена) до масштабно-экзистенциального (место человека в мире, его кровная связь с природой, родиной — и неизбежность ухода в некое чужое и новое измерение, граница которого очерчена самой человеческой жизнью). Но все-таки режиссерский талант и мастерство, прекрасная игра актеров раскрывают содержательную глубину, которая уже заложена в повести Валентина Распутина, послужившей для фильма плодотворнейшим источником и почвой. И в этом смысле показательно и естественно, что «Клубный просмотр» проходит в Центральной городской библиотеке и посвящен фильмам, имеющим, если можно так сказать, литературные корни.

— Идея организовать и заполнить нишу между литературой и кино зрела давно, всегда каким-то образом присутствовала в воздухе, — рассказывает сотрудник библиотеки Ольга Бахарева, руководитель отдела связей с общественностью. — С приходом моей помощницы Айгюль Курбановой, во многом благодаря ее усилиям и грамотному подходу к делу, идея наконец оформилась. Наш проект рассчитан как на взрослых людей с уже сформировавшимся интеллектуальным багажом, так и, что особенно важно, на молодую студенческую аудиторию. Мне кажется, именно библиотека должна быть тем местом, где формируется интерес к культуре и миру. После просмотра в уютной домашней обстановке будет проходить обсуждение, где каждый сможет выразить и сравнить свои впечатления как от фильма, так и от книги.

Также в ближайшие планы проекта входит последняя работа режиссера Алексея Балабанова «Я тоже хочу» (18+). У этого неоднозначного, эмоционально тяжелого фильма, говорящего что-то важное и страшное о русской душе и жизни, нет прямого литературного источника, но сам он своим сюжетом, образным рядом и типичностью героев напоминает притчу и оттого литературен. Такая особенность режиссерского мышления проявляется не только в отечественном, но и в западном кинематографе — например, в работах Джима Джармуша, Пола Томаса Андерсона, Фрэнсиса Форда Копполы, и вообще характерна для тех режиссеров, которые пишут сценарии к своим фильмам. В наше время язык кино обычно оказывается для человека понятней и выразительней, но зачастую именно литература обогащает его глубиной, полноценностью смысла и эмоций, к которой всегда тянется душа. Возможно, это и подвигло Ольгу Бахареву и Айгюль Курбанову найти и заполнить актуальную нишу для восприятия искусства.

Николай Васильев