35media.ruЧто мешает школьнику писать без ошибок?

Что мешает школьнику писать без ошибок?

В последнее время нам все чаще говорят о так называемой природной грамотности, но не каждый до конца понимает, что под этим подразумевается. Мы расскажем, что такое природная грамотность, как ею овладеть и можно ли унаследовать от родителей.

Не дар, а навык

Наталья Веткина — учитель начальных классов с 21-летним стажем. Сейчас она является заместителем директора одного из городских учебных центров, занятия в котором направлены в том числе на повышение грамотности у детей. На эти занятия, как правило, приходят ученики 3 — 5-х, иногда 6-х классов. Интенсивный курс, который так и называется «Природная грамотность», был создан в центре, здесь разрабатывались и методика, и учебные пособия. Курс рассчитан на 16 занятий и длится два месяца.

— По сути, природная грамотность есть у любого человека, — говорит Наталья Васильевна, — наша задача — просто запустить ее.

— То есть можно унаследовать грамотность или, наоборот, безграмотность от родителей или кого-то еще из предков?

— Думаю, что по наследству это все-таки не передается, хотя в Интернете зачастую утверждается обратное. Когда дети только начинают учиться, они складывают слова из кубиков с буквами так, как слышат, и нужно объяснить, почему слово пишется по-другому. Взрослый человек, пишущий без ошибок, может считать, что это у него от природы, но на самом деле он знает правила, просто не помнит формулировку, а само правило и его примеры когда-то видел и применял. Так что грамотность исключительно от природы — это миф. Грамотность нужно тренировать, это навык, точно такой же, как ходьба или вождение автомобиля. Мы ведь не задумываемся, какие группы мышц задействованы при ходьбе, а опытный водитель, привыкнув к управлению механизмом, уже не размышляет всякий раз, когда нужно что-то переключить, нажать, изменить, он делает это автоматически.

Так что под «природной грамотностью» подразумевается не то, что грамотность передалась по наследству как талант, а то, что она натренирована до автоматизма и человек машинально пишет (говорит) грамотно. Допустим, почти каждый из нас не задумываясь напишет «собака», а не «сабака»; «вода», а не «вада». Этот же принцип может действовать с более сложными словами, а также со знаками препинания.

Много, но быстро

Никто не будет спорить с тем, что русский язык и литература очень тесно взаимосвязаны, и зачастую источник проблем по одной дисциплине кроется в другой. Одно из важнейших условий для тренировки грамотности — это чтение. Бывает, для так называемой природной грамотности достаточно много читать, тогда правильное написание слов и принципы расстановки знаков препинания запоминаются сами собой, на уровне подсознания. Но порой самого по себе чтения недостаточно (или у ребенка нет склонности много читать) и детям требуется специальная программа.

— У детей обычно не хватает словарного запаса — это раз, и низкая работоспособность — это два, — перечисляет Наталья Веткина причины, по которым чаще всего у ребят возникают сложности. — Ведь классические, школьные, занятия по русскому языку предполагают большой объем монотонного написания. А на наших занятиях мы не пишем много, — педагог достает тетрадь одного из учеников, открывает и показывает: за десять занятий заполнено полтора листа. — Мы не пишем очень много в тетрадях, поэтому дети не утомляются. На занятиях мы используем главным образом разработанные нами пособия, — Наталья Васильевна указывает на ряд тетрадей формата А4, стоящих на подоконнике. — Работаем с упражнениями, так называемыми файлами, где задания выполняются на печатной основе. Основной текст уже есть, ребенку нужно поставить буквы в местах пропуска. Работая с этими пособиями, ребята усваивают навык грамотного письма путем повторения орфограмм. Таким образом, и при большом объеме информации все происходит очень быстро и не утомительно. Это особенно хорошо для медлительных детей, ведь зачастую именно медлительность может быть причиной неуспеваемости.

Хотя занятия проводятся для детей, теоретически курс подходит и взрослым. Другими словами, взяться за свою грамотность, сделать ее отточенной до автоматизма. Для этого опять же нужно в первую очередь читать. Очень важно и пополнять свой словарный запас (причем активнее — недостаточно просто разок увидеть какое-нибудь сложное слово, надо постараться хотя бы какое-то время применять его, чтобы хорошенько запомнить), и запоминать графический образ, как выглядит то или иное слово — зрительная память тоже является серьезным помощником.

Мотивация

На первом занятии проводится диктант, чтобы определить, как у ребят обстоят дела с русским языком, в чем основные сложности и т. д. После проведения диктанта подсчитывается количество ошибок. Рекорд центра: более 40 ошибок! По окончании курса дети тоже пишут диктант, в котором также подсчитываются ошибки. Таким образом, можно математически вычислить, во сколько раз повышается грамотность ребенка. Минимальный показатель — снижение количества ошибок в три раза. Средний показатель — пять-шесть раз. Бывало, что количество ошибок снижалось и в десять раз. И случалось, что «итоговый» диктант дети писали вовсе без ошибок.

Что касается непосредственно занятий, то, конечно, очень важна мотивация. Хорошо помогает соревнование.

— Я подвожу их к тому, что они спортсмены, а любой спортсмен, чтобы достигнуть высоких результатов, должен выполнять тренировочные упражнения. Ребятам очень нравится играть. Например, в конце каждого занятия мы играем в кошки-мышки или охоту на зайцев. Ребята должны написать в тетради десять слов, так называемых выстрелов. А детишкам очень хочется не проиграть — убежать от охотника, хочется, чтобы их заяц был жив-здоров, потому они стараются написать все десять слов правильно. Если написано грамотно, я обязательно ставлю оценку и хвалю. Это опять же дополнительный стимул и первый шаг к успеху в школе.

Для игр на грамотность можно использовать разные сравнения. Многие ребята неплохо разбираются в компьютерах, поэтому педагог сравнивает ошибки с компьютерным вирусом, который нужно удалить, загрузив нужную программу. А успехи в учебе предлагается ассоциировать с достижением очередного уровня, как в компьютерной игре.

Слова могут быть «заколдованными» — их нужно расколдовать, т. е. написать правильно после того, как услышишь произношение. Процесс поиска ошибки может напоминать обезвреживание мины: делишь слово на части и постепенно проверяешь — целая военная стратегия! Иногда особо трудные слова пишут по буквам несколько раз, причем и в обратном порядке тоже.

— Есть очень важный прием из известной методики Петра Тоцкого — орфографическое чтение. Прием отлично действует на повышение грамотности. Орфографическое чтение — это когда читается точно так же, как пишется. Например, слово «его» и читается как «его», а не «ево». Но этот прием не надо утрировать, и его нужно сочетать с орфоэпическим, литературным чтением, когда текст читается по всем положенным правилам произношения.

— «Оказывается, русский язык — это интересно!» — часто слышат от своих учеников педагоги нашего центра, — говорит Наталья Васильевна. — А для нас, в свою очередь, эти слова служат лучшей оценкой качества работы.

Елена Бжания, «Голос Череповца»