Выставка в Череповце: «Летающие дамы» Радюка лечат мир от жестокости и черствости

Выставочный проект (6+) художника Сергея Радюка, приуроченный к его 50-летию, открылся в пятницу в двух музейных залах Череповце. В Художественном музее представлен «Концептуальный сюрреализм», в Выставочном зале — «Романтический сюрреализм».

Сергей Радюк гражданин земного шара, как всякий настоящий художник-экспериментатор. Родился в Белоруссии, женился на вологжанке и считает Вологодчину своей творческой родиной, творил в Череповецком районе, живет в Москве, а на своих полотнах изображает либо сильно переделанную действительность, либо выдуманные миры. Внимательный посетитель выставки, вглядевшись в изображение европейского города, увидит в луже отражение египетских пирамид, а в индийском пейзаже заметит на горизонте контуры Останкинской телебашни. Заставит задуматься полотно «Застывшая музыка», которое представляет собой залитые воском ноты. На картине, где изображена девушка в солнечной комнате, художник пустил по изображению строчки стихотворения Владимира Маяковского про встречу поэта и солнца. Картина настолько яркая, что болят глаза, если засмотришься.

На выставке нашлось место и для полотен, созданных на этой неделе художником Сергеем Радюком и участниками музейного проекта «Ночь искусств». Перфоманс «Квадрат счастья» составлен из наклеенных фантиков конфет, съеденных маленькими гостями музея. На другом полотне можно обнаружить детские «секретики» — что увидишь, заглянув в такой «секретик», можно узнать, посетив выставку. «Возможно, эти холсты станут частью моей московской выставки», — сказал художник.

Знаменитые «летающие дамы» Сергея Радюка, кочующие с полотна на полотно, приехали и в Череповец. В особенности их много в составе «Романтического сюрреализма», разместившегося в Выставочном зале. «Летающая дама — это мечта, — рассказал журналистам Сергей Радюк. — У меня есть картины „Осень. Дамы прилетели“. И все спрашивают: почему они у вас осенью прилетели, ведь положено весной? Я отвечаю, что птицам положено прилетать весной, а дамам тогда, когда мужчинам без них тяжелее всего».

Границ для творчества Радюк перед собой не ставит, его картины даже рамами не ограничены, поскольку их не имеют и обладают причудливыми формами. «К какому стилю я себя отношу? Наверное, романтический авантюрист, сегодняшние времена не жалую за их потребительское начало, — говорит Сергей Радюк. — Художник, как врач, ставит диагноз обществу. Если процветают злость и жестокость, нужно писать красивые пейзажи. Если общество погрязло в гламуре, то художник пишет что-то такое, от чего тошнит. При этом я уверен, что искусство должно быть гармоничным и нести положительную энергию».

С Череповецким музейным объединением Сергея Радюка связывают многолетние отношения. Еще в 90-е годы Литературный музей в деревне Владимировке, где в начале XX века бывал в гостях у родственников поэт Игорь Северянин, приютил группу художников-новаторов из объединения «Солнечный квадрат», которые стали ежегодно приезжать туда на пленэры. Череповецкое гостеприимство позволило состояться в творчестве десяткам ныне известных художников, в числе которых и Сергей Радюк. «Никогда не забуду, как зимой добирались туда по сугробам на „жигулях“ — мы их больше толкали, чем они нас везли, — вспоминает художник. — Но места чудесные, северянинские, поэтическая атмосфера».

Сергей Виноградов