Заведующая Дома-музея Верещагиных Любовь Маликова: «История людей не учит»

О великих братьях Верещагиных, их трудах и о многом другом рассказала в интервью заведующая Дома-музея Верещагиных Любовь Маликова.

Всех череповчан с детства учили любить Василия Васильевича Верещагина как великого художника. Как сейчас череповчане относятся к своему великому земляку? Есть ли любовь на самом деле?

— Это было бы хорошо, если бы всех череповчан учили любить или гордиться своими знаменитыми земляками. Это такие личности, которым позавидовал бы любой крупный европейский город, потому что в нашем заштатном в ту пору городе появились братья Верещагины Николай и Василий. Каждый из них оставили огромный след и в искусстве, и в науке, соответственно.

Все мировое культурное сообщество 19 века в литературе обсуждало Льва Толстого, а в живописи Василия Васильевича Верещагина. Это человек, который рассказал первым правду о войне, показал ее такой, какая она есть на самом деле. И для этого не приукрашивал ничего в своих работах.

Раньше батальный жанр — это было нечто такое как красавец — гусар стоит с усами в окружении девушек, романтика. А Василий увидел молодым боевые действия в Туркестане: одна винтовка на троих, полуголодные наши солдаты, снабжение жуткое и до зубов вооруженные войска эмира Бухарского, и вот эти 500 человек, половина из которых ранены, это значит 250 умеющих держать в руках ружье, отстояли крепость в Самарканде. Жара, воды нет, разложившиеся трупы, то есть никакой патетики и героики в картине, а одно сплошное бытовое ужасающее зрелище.

И вот этот человек дал себе слово рассказать всему миру, что такое война, что это бессмысленное убийство гуртом, что в 19, цивилизованный, просвещенный век необходимо учится договариваться мирным путем.

Но даже в наш 21 век происходят такие мировые события. Люди так и не научились договариваться мирным путем.

— История людей не учит, человек не меняется. Меняется только обстановка вокруг него. Проблемы те же самые. Под каким бы предлогом война не развязывалась — это в любом случае желание владеть мировыми ресурсами, властью и так далее. Особенно с развитием технологий, когда человеческая жизнь не представляет никакой ценности.

— Насколько актуально творчество Верещагина сейчас?

— Очень актуально творчество Верещагина сейчас, многие его полотна находятся в Русском музее. В основном это «Наполеоновская серия».

— Насколько много в этом зале бывает посетителей? правда ли, что он не так популярен на фоне других художников?

— Я бы так не сказала! Василий Верещагин притягивает к себе людей именно не какими-то красивостями и приукрашиваниями, а простой голой правдой.

Знаменитая работа «Апофеоз войны» где изображены гора черепов, на которой вырезано «всем великим завоевателям» прошедшего настоящего и будущего весьма популярна. В интернете есть фотография Арнольда Шварценеггера, который при посещении «Третьяковки» очень долго стоял у этой картины и смотрел на нее.

— Что означает эта страшная картина?

— Эта картина показывает результат войны: выжженная степь, мертвый город, бывшие люди! На вопрос, который задали Верещагину — «это у вас пейзаж ?» — Он ответил – «нет — это натюрморт», мертвая натура. То есть любая война приводит к исчезновению жизней.

—  К вам в музей наверняка ходят не только за рассказами о художнике, его брат не менее знаменит? Посетители знают, особенно иногородние, про вологодское масло и интересно ли им это?

—  Туристы, которые приезжают к нам из разных городов, очень удивляются, что в нашем, по их мнению, мелком, небольшом городе есть два таких известных человека и такой музей есть. Верещагин Василий — это такое высокое духовное, а Николай — это стоящее на ногах практическое. Он смог накормить крестьян и научил работать. Он смог перестроить мировоззрение крестьян: они стали уважать себя, занялись деятельностью, которая стала приносить им доход, «молочными деньгами» платили оброки, налоги, давали детям образование. Николай Васильевич понимал, что один богатый для страны — это ничто, а множество богатых — это национальная идея. И он дал работу людям в руки, которые могли сами зарабатывать. Им воспитывались лучшие люди, которые работали на благоденствие всей страны.

—  Вологодское масло — это мировой бренд?

—  Лучше бы его назвать Верещагинским. Оно известно за пределами страны. Мы иногда делаем дегустации для туристов. Чешских туристов кормили творогом, сливками, молоком и самое главное маслом с чаем! Они были в восторге, собирались еще и не раз приезжать к нам и группы привозить.

Конечно, принимать группы нужно достойно. Для этого нужна и инфраструктура, и в городе, и в музее. А на советском проспекте мы видим банки ,бизнес центры, ювелирные магазины. Ведь у нас есть Красный ткач, вологодский лен, характерные для нашего края вещи, на них мы могли бы сделать туристический маршрут.

— Много ли у вас туристов?

— Туристов много, особенно с мая по сентябрь, но их могло бы быть гораздо больше, но в городе нет своего причала.

— У вас классический музей 19 века. Нужно ли его делать современным?

— Музеи мемориальные создавались, чтобы хранить вещи и дух тех людей, которые жили там, в 40-е годы 19 века. Могут быть лишь минимальные вкрапления, и только информационные. А что касается других экспозиций, рассказывающих о творчестве Николая и Василия здесь можно себе представить интерактивные зоны или площадки.

Когда приезжают туристы из Питера и других крупных городов, которые уже побывали в разных музеях Европы, по миру поездили, приезжают в наш заштатный городок в музей и говорят: «боже мой! Как у вас хорошо! Ничего не меняется! Это настолько напоминает нам наше детство».